Шаманские практики схожи во всем мире, в большинстве описаний много общего: применение галлюциногеных веществ, бубна, танца, символического шаманского костюма, помощь окружающих (их вера в силу шамана) в обряде, экстаз шамана - по-бурятски "онго оруулаа" (пустить в себя "онго").

Онго - транс, особое возбужденное состояние, сопровождаемое плясками и камланием (бессвязное бормотание и заклинание духов).

Заклинание духов считается важным проводить по памяти, правильно и уважительно обращаясь от низших духов к высшим. Заклинания нельзя читать с текста - их следует произносить наизусть на родном языке духов. Произносить шаманскую молитву - дурдалга - простому человеку вне обряда, ради развлечения категорически запрещалось, иначе боги или духи накажут. Обращаться к шаманскому обряду без важных на то оснований было также нельзя.

далее

К возбуждающим и галлюциногеным веществам относятся - табак, грибы, пейот, наркотик ЛСД. В качестве психоделики в Сибири предпочитали гриб Amanita muscaria - красный мухомор, который употребляли в засушенном виде. В Южной Америке наиболее сильнодействующими считаются кактус пейот (К. Кастанеда) и йаге (М. Харнер).

Магическая музыка с ритмической барабанной дробью, звук трещоток, раскачивание в трансе и особые танцевальные движения с закрытыми глазами способствуют стимуляции работы мозга. По свидетельству Майкла Харнера, ритм в 200-220 ударов в минуту способствует шаманскому путешествию с первой попытки для 90% обучающихся. Правильная магнитофонная запись барабанного боя, по мнению М. Харнера, может оказаться эффективным средством для помощи вхождения в шаманское состояние сознания, однако, по свидетельству практикующих сибирских шаманов, они предпочитают ритм барабана в такт своему сердцебиению. У каждого шамана свой строго индивидуальный ритм. Прослушивание магнитофонной записи чужого барабанного боя, равносильно ускоренному режиму чужого такта, и может оказывать угнетающие воздействие на психику человека. Доказано, что ритмический барабанный бой воздействует на активность мозга. В терминах шаманизма в бое барабана закодирована информация необходимая для перехода в тонкий мир.

Бубен является одним из главных атрибутов шаманского культа. Его хранили в вертикальном положении и следили, чтобы он оставался "живым", чтобы дух не покинул его, чтобы отверстие на коже бубна не затянулось. У шаманов высокого уровня посвящения могло быть много бубнов. Чужими бубнами пользовались редко, если такое случалось, то его предварительно обязательно "очищали" дымом от огня, сжигая в огне богородскую траву, можжевельник или пихтовую кору - жодоо, взятую с живого дерева со стороны восхода солнца. Бубен, показавший свое бессилие при лечении больного (если больной умер), становился непригодным для своего дальнейшего использования.

Наличие шаманского костюма с железными подвесками, изображающих зверей и птиц - помощников шамана - в его путешествии было не обязательным условием для вхождения в состояние "онго". Опытный шаман, высокого посвящения, мог совершать шаманское путешествие в другой мир за утраченной силой без использования бубна и без шаманского костюма. У современных бурятских шаманов не сохранились старинные шаманские костюмы и свои обряды они выполняют сейчас в национальных костюмах или даже в современной одежде.

Для обрядов, кроме привычных шаманских атрибутов, могут использоваться необычные камни: небесные камни (буудал - метеориты), нефрит, кварц. Предметы силы, используемые в шаманской практике, бережно хранятся завернутыми в материю в потайных местах, чтобы никто не мог случайно их увидеть. Шаман считает, что надо знать историю вещи, - вот почему магические предметы необходимо найти самому в чистой местности. Настоящий шаман собирает их всю жизнь. "Когда вы гуляете по лесу или бродите по диким местам, ищите предметы для шаманской работы. Те, которые чем-то привлекают Вас, могут обладать силой. Предметы силы нельзя показывать посторонним и говорить об этих предметах, иначе они могут утратить эту силу".

Желаемые изменения в результате обряда могут произойти мгновенно при правильном применении магических сил, при проведении обряда прирожденным шаманом с предметами наделенными волшебной силой, в очищенном пространстве или в определенных священных точках, при строгом соблюдении ритуала и точной формулировке заклинаний. Важно место проведения обряда, время суток и года, сила и чистота магических предметов, вера присутствующих, связь с духами и Богами. Среди своих пациентов шаман, в первую очередь, выделяет людей, верящих в силу шаманизма. Помощь таким людям, особенно с душевными расстройствами, бывает наиболее эффективной. Автор книги "Дух шаманизма" Роджер Уолш, рассматривающий шаманизм с точки зрения психотерапии отмечает эффект плацебо - эффект веры в шаманизм, когда любое средство эффективно, при условии, если пациент верит в то, что оно сработает.

"Шаманское путешествие" по своей сути аналогично опыту яркого сновидения, которое в настоящее время принято называть термином "осознанный сон". С точки зрения тибетского буддизма, пространство, по которому путешествует йог в своих сновидениях, считаются построениями ума. Однако, шаманы больше веруют в реальность мира духов и не соглашаются, что их яркие сновидения и общение во время сна с умершими - только результат человеческой фантазии. Видения, которыми сопровождается шаманский транс, широко описаны в специальной литературе об измененных состояниях сознания. Современные исследователи отмечают сходство переживаний, независимо от способа вхождения в измененные состояния сознания посредством различных форм духовных практик. Другими словами, совсем необязательно облачаться в шаманский костюм, чтобы испытать "шаманское путешествие".

"Шаманское состояние" - одновременное нахождение в двух разных реальностях, сопровождается трансформацией образов и самого мира: переменой в мыслительных процессах, изменением характеристик привычного мира, единением с другими людьми, животными, природой, Богом. В измененном состоянии сознания становится возможным создание целых миров, рождение гор, свободный полет, с посещением неземных мест необыкновенной красоты и божественной гармонии, которых не бывает в реальной жизни. Если бы эти места существовали на самом деле, то они безусловно были бы известны всему человечеству, как природные феномены гармонии и красоты. Во время таких видений происходит более детальное восприятие необычной реальности, чем наяву. Например, становится возможным раздельное восприятие и отчетливая регистрация одновременно большого количества, неуловимых при бодрствовании, разных по размеру и сверканию брызг волны прибоя, чего не бывает в обычной жизни. Типичными для сновиденческих образов бывает разговор с дикими животными, умершими родственниками и полеты во сне. В результате воспоминания о "шаманском мире" оказываются продолжительней и ярче, чем о реальных местах, посещаемых за время своей жизни. По определению одного из основателей трансперсональной психологии Станислава Грофа: "Увиденное не вмещается ни в какие понятия и категории. Ошеломляющие вторжение незнакомых измерений бытия почти невозможно передать словами. Такие переживания позволяют нам стать другими людьми, группами людей, животными. Растениями и даже неорганическими элементами природы и космоса. В этом процессе время перестает быть препятствием, и события прошлого и будущего легко доступны, как если бы происходили в настоящем". Шаман не может долго удержаться в этих местах, но в сновидениях можно вернуться на это место повторно. Опыт подобных сновидений в настоящее время доступен не только шаманам, но и всем желающим. С позиций неошаманизма конца ХХ века, стать шаманом может каждый. С позиций ведущих ученых, исследующих это явление, измененные состояния сознания - это не плод человеческой фантазии, а новый ещё недоступный для большинства людей уровень мира.

Мир снов для шамана неразрывно связан с миром духов и важен в повседневной жизни, но доказать реальность существования "необычной реальности" и принести из своего "шаманского путешествия" что-либо вещественное или какое-либо знание, которое можно было бы практически проверить в бодрствующем состоянии ни один из шаманов не смог. Механизм забвения сверхчувственной информации, "табу" на перенос информации из одной реальности в другую ещё не изучен.

Странные переживания во время сна и впечатляющие сны со сложной структурой мыслеобразов, видения умерших, запоминание их слов после просыпания и т.д, становятся для шамана неотъемлемой составляющей "шаманского путешествия". Сны трактуются как предупреждения и становятся побудителем для проведения различных шаманских обрядов по задабриванию духов умерших. Поиск тайного смысла сновидения шамана - это зачастую единственный "шаманский опыт" современных шаманов. Состояние "онго", сопровождаемое трансом, в состоянии бодрствования сегодня чрезвычайно редко фиксируется у практикующих шаманов, и судя по их рассказам, знакомо чаще из снов.
   
  Характерными чертами шамана являются:

- наследственная передача шаманского дара (утха)

- отличительный знак на теле - тэнгэрийн тэмдэг (божественная отметина)

- способность видеть духов и общаться с ними

- магический полет души шамана

- способность целительства

- сверхчувственное восприятие

- укрощение огня

- понимание языка животных

- знание обрядов, шаманских молитв и призываний, имен родовых духов

- главный хранитель устного эпического творчества, традиций и обычаев своего народа.