Мысли о свободе(Мильхар)
Людское общество в настоящее время не может быть полностью свободным, оно может только варьировать степень ограничения свободы.
Свобода возникает "снизу", а не "сверху"; невозможно принудительно,распоряжением правительства, дать свободу несвободным гражданам. Свободное общество — это общество, состоящее из свободных индивидов; пока люди не свободны внутренне — свободное общество возникнуть не может.
Возражения типа: "Если людям дать полную свободу, они пойдут грабить магазины и насиловать малолетних девочек", — как раз и показывают, что люди в их нынешнем виде не свободны по своей природе, и "дать свободу" им невозможно. Если люди в массовом порядке идут грабить и насиловать — это значит, что общество не "дало свободу", а просто перестало быть адекватно составляющим его гражданам.
"Каждый народ имеет то правительство, которого он достоин" (© Ж. де Местр); или, в более широком толковании, каковы люди — таковы и порядки в их обществе. Если людям свойственно стремление грабить и насиловать — общество будет вынуждено защищать себя от этого. Если люди считают запрет на марихуану нормальным явлением — она будет запрещена, сколько бы раз ни была убедительно доказана нецелесообразность такого запрета.
Свобода имеет внешнюю и внутреннюю составляющую. Внутренняя свобода — это свойство индивида не ограничивать себя в выборе целей и средств для их достижения. Внешняя свобода — способность индивида использовать свои личные качества (в том числе — внутреннюю свободу) для достижения максимально возможной и целесообразной для него независимости в своих поступках от внешних условий. Внешняя свобода недостижима без свободы внутренней, а условием для проявления внутренней свободы является свобода внешняя.
Свобода — качество индивида, а не его социального статуса или среды обитания. Эзоп был свободен, хотя и считался рабом. Можно было быть свободным и в средние века, и при тоталитарных режимах недавнего прошлого. В то же время в самых, что ни на есть свободных (по нынешним меркам) странах сейчас имеются миллионы рабов — не по социальному статусу, но по мироощущению.
Конечно, при взаимодействии с несвободным обществом у свободного человека случаются и проблемы. Например, Джордано Бруно за его свободу сожгли на костре. Но, с другой стороны: может быть, для него не имело смысла жить, если нет возможности высказывать свои взгляды?
Свобода требует определенного уровня интеллекта. Силы, стремящиеся лишить индивида свободы, часто стараются подкупить его, предлагая взамен свободы деньги, положение в обществе и т.п. "Мы дадим вам хлеб и возьмем у вас вашу свободу", — говорил Великий инквизитор Достоевского, только "хлеб" здесь надо понимать в более широком смысле.
Чем меньше тебе нужно иметь, чтобы ощущать себя свободным — тем больше ты свободен. Диоген был свободен, живя в бочке и не имея ничего. Это не значит, что свободен лишь тот, кто следует его примеру Но свободному человеку по настоящему необходимо только одно: мозг, способный придумать — как раздобыть все, что понадобится для жизни.
Свобода требует умения работать над собой. Каждый человек рождается свободным, но, поскольку он живет в несвободном обществе, а детство — период некритичного восприятия информации, то общество, так или иначе, внушает ему свою несвободу, от которой, чтобы стать действительно свободным, ему надо будет впоследствии избавиться.
Свобода подразумевает ответственность. Или, другими словами, безответственный человек свободен быть не может. Безответственность — это осознание себя пешкой в чьей-то игре, что очевидно противоречит понятию свободы.
Свобода не бывает абсолютной. Невозможно "освободиться" от действия законов физики, биологии, экономики. Желание заполучить невозможное — верный признак несвободного человека, равно как и отсутствие осмысленных целей, ради которых он хотел бы это заполучить. Он просто хочет "чего-нибудь этакого", чтобы гиперкомпенсировать свою неспособность достичь реальных жизненных целей.
Свободен не тот, кто нарушает запреты, а тот, кто не знает такого понятия — запрет. Установленные обществом запреты для свободного человека не более чем факторы внешней среды, которые целесообразно учитывать, но нецелесообразно абсолютизировать. Люди сплошь и рядом нарушают закон, чтобы добиться того, без чего жизнь кажется им бессмысленной.
Но это не значит, что свободен только тот, кто нарушает закон. Уголовник — яркий пример несвободного человека. Он сознательно идет на то, что рано или поздно его посадят в тюрьму, хотя многие свободные люди скорее предпочли бы умереть. Он ограничивает себя требованием — не работать, хотя во многих случаях деньги проще заработать, чем украсть. Он зависим от уголовного сообщества и его негласных правил.
Несвободный человек не осознает, что его свободу ограничил он сам, а не окружающие. Поэтому он стремится к власти над другими людьми, рассчитывая таким образом избавиться от влияния окружающих на себя. Но власть не дает свободы сама по себе. Она просто заменяет зависимость от власти других на зависимость от сохранения своей власти. А страх потерять что-либо важное — сильнейший механизм порабощения.
Свобода — это способность не только делать то, что тебе нужно, но и не делать того, что не нужно: в частности — действий, имеющих цель что-то доказать окружающим или отомстить им за свою собственную слабость в прошлом. Несвободный же человек воспринимает "свободу" как возможность "оторваться" — гиперкомпенсировать все ограничения, которые он ранее позволил на себя наложить.
Действия несвободного человека всегда завязаны на других. Он ничего не делает для себя как личности — все только: для создания определенного впечатления о себе в глазах других; ради помощи другим, которым он считает себя обязанным; или назло другим, которые высказали к нему неуважение. Он оценивает свои действия по чужим критериям.
Несвободный человек привязан к своему прошлому. Перспективы на будущее он рассматривает в контексте возможности гиперкомпенсировать прошлые неудачи.
Система понятий, которыми рассуждает несвободный человек, напоминает новояз Оруэлла: их значения образуют отдельные "острова", каждому из которых придается однозначная положительная или отрицательная оценка, и за их пределами несвободный человек не видит ничего. В то время как свободная личность понимает, что любые мысленные границы и оценки относительны и субъективны.
Свобода реализуется в следующих основных направлениях:
1. Свобода мыслей
Свободный человек создает свою философию и затрудняется как-то ее назвать, потому что она отличается от философии других. Он не создает себе жестких правил и догм, он не боится продумать любую мысль, какой бы нелепой она на первый взгляд ни казалась.
Несвободный человек выбирает себе религию или идеологию, осуждает тех, кто выбрал другое, и не представляет, что существуют в мире иные идеи помимо тех, из которых он выбирал.
2. Свобода видения мира
Свободный человек смотрит на мир своими глазами и никогда не перестает удивляться тому, что он видит. Он замечает, что король голый, сколько бы вокруг него ни восхищались королевским платьем.
Несвободный человек видит только то, что ему хотят показать телевидение и газеты. Он считает лжецами или сумасшедшими тех, кто видит мир по-другому, кто видит то, чего он увидеть не в состоянии.
3. Свобода творчества
Для свободного человека творчество едино; музыка для него имеет цвет, а архитектура рождает стихи. Он заботится о содержании, а форма возникает сама собой. Он творчески подходит ко всему, даже к самым обыденным делам, и порой создает маленькие шедевры там, где другие видят только рутинную работу.
Для несвободного творчество — это ограниченный набор жанров и направлений, вне которых он не видит ничего. Он восхищается тем, что считается классикой, и ругает то, что принято ругать; презирает каждого, кто любит другую музыку, другое кино, не замечая, что они так же презирают его.
4. Свобода эмоциональная
Свободный человек купается в море чувств, которые не выразимы словами — разве что музыкой, и то вряд ли. Он не боится быть искренним, как ребенок; и не только в радости, но также в грусти и печали находит что-то привлекательное.
Несвободный делит эмоции на "положительные" и "отрицательные"; смеется, когда другие ожидают, что он будет смеяться, и грустит, когда принято грустить; он не представляет себе чувств, для которых нет слов в его языке.
5. Свобода воли
Свободный человек ставит себе цель и идет к ней, не считая пройденные километры и препятствия, встретившиеся на пути. Он знает, что рано или поздно добьется всего, что ему нужно.
Несвободный копирует цели окружающих: "завести ребенка", "купить машину", "побывать за границей" — и все время чувствует разочарование, что чего-то самого главного он в жизни так и не достиг.
6. Свобода сексуальная
Свободного человека вдохновляет сила Эроса, и он способен полюбить каждое существо, которое полагает достойным своей любви. Для него нет ничего недозволенного, когда речь идет о том, чтобы доставить удовольствие себе и другим.
Несвободный считает себя обязанным любить одних и не любить других. Он превращает любовь в привязанность; считает, что любимый человек чем-то ему обязан; делит любовь на "ориентации", одни из которых одобряет, а другие осуждает.
7. Свобода телесная
Свободный человек любит свое тело и живет в согласии с ним. Он чувствует единство природы и свое единство с природой. Он ест и пьет то, что ему приятно и полезно.
Несвободный недоволен своим телом и скован в движениях. Он то наспех пожирает бутерброды и консервы, то изводит себя всякими диетами и системами "правильного питания", чтобы стать похожим на фотомодель из журнала.
Опыт показывает, что разные направления свободы немыслимы одно без другого. Так, личностям, обладающим свободой творчества, свойственны, как правило, свобода видения мира, сексуальная свобода и т.д. Вообще, каких-то четких границ между разными направлениями реализации свободы нет, они плавно переходят друг в друга и покрывают все сферы человеческой жизни.
Поскольку прогресс науки и технологии требует свободы мыслей, видения и творчества, он неизбежно сопровождается расширением свободы и во всех остальных направлениях. И наоборот: ослабление свободы разных направлений через некоторое время приводит к застою в науке и технике.
В целом человеческое общество развивается в сторону большей свободы. Поэтому наиболее свободные личности — это те, кто опередил свое время.