Часто его называют солярным знаком. Вероятно, здесь надо все-таки сделать четкое разделение - когда "крест с крючками" появился на родине индоевропейцев, вероятно, он именно так и назывался солнечным знаком, когда же он был принесен мигрирующими племенами индоевропейцев на Запад он стал называться "Молотом Тора", получил совершенно другие созначения (отнюдь не солярные, т.е. связанные с солнцем) и так стал одним из основных знаков Света (Добра, Порядка, Анти-хаоса) зарождающейся европейской (западной) Культуры.
Молотом Тора этот знак назывался потому, что по представлениям древних германцев (кстати, предков большинства современных европейских народов и в некоторой степени населения Северной Америки) именно молот "божественного" аса Тора был основным орудием для защиты небожителей- Светлых асов и людей, от древних сил Хаоса и Тьмы. Рыжебородый Тор назывался "громовиком", т.к. считалось, что когда гремит гром - это он едет по небу в своей колеснице, а врезающиеся из облаков в землю молнии - это и есть вращающийся с бешенной скоростью торов молот . Посему его имя в древнескандинавском (исландском) языке звучало как Mjllnir, т.е. буквально аналог русскому "молния". (Да и этимологически само имя Тор (þоrr) означает "гром". Сравни современное английское thunder "гром", возникшее через древнеанглийское thunor.)
По представлениям древних германцев, обитаемая ими земля была как-бы островом ("Средне-земьем"), окруженным со всех сторон гигантским темным Океаном. На противоположном берегу этого Океана, также кольцом, находились бескрайние земли - Мир древних злобных чудовищ - великанов-ётунов (воплощенных сил Тьмы и Хаоса), кои мечтали уничтожить светлый людской мир. Над островом-землей людей ("на небесах") располагался "Мир богов-асов" (и ванов). Ниже, под землей, было мрачное царство смерти и теней, где правила жестокая Хель. Умершие "низкой" смертью люди становились из-за этого поданными Хель. Те же, кто погиб от ран в борьбе отправлялись "на небеса". Таким образом асы и ваниры собирали у себя дружины доблестных воинов для того, чтоб в решающий час выступить вместе против сил Мрака, кои ударят не только из Мира исполинов-ётунов, но и низвергнуться из самого Хаоса (вечноспорящих областей запредельной Жары и Стужи Внешней Вселенной - родины чудовищных сыновей Муспеля и инеистых турсов). Подмогой им будут воинства терзаемых поданных Хель. Исход этой битвы [Рагнарёк - буквально, "Гибель богов"] предрешен - да и как горстке людей и небожителей тягаться с безмерностью Хаоса. Однако "покуда теплится жизнь - есть надежда", и пока люди и асы-ваны держатся вместе на своем крошечном светлом островке
"Мир людей" - это аванпост к мосту-радуге ведущей в "Мир небожителей" средь враждебного безграничного Мрака, день за днем, наступление окончательной битвы оттягивает Migars vurr (защитник Средне-земья) -Тор, а его основная опора в этом деле - молот.
Отсюда становится понятным почему германцы (позже викинги) так почитали молот Тора. И действительно, этот знак встречается неисчислимое количество раз на самых разных памятниках материальной германской культуры, и на культо-языческих, и на магических. Мечи саксов обнаруженные при раскопках в Кенте, в Темзе и тд. (Англия) помечены на рукоятях символом Молота Тора .Вероятно первые германские смельчаки-разведчики отправляющиеся с европейского континента через западный Океан на Британские Острова (самый край известной тогда твердой земли, а значит по представлениям тех времен расположенный наиболее близко к вражескому стану ётунов) полагали, что покидают навсегда людской мир "Средне-земья", и потому вооружались, на всякий случай, помимо обычного для тех времен арсенала символом страшнейшего для сил тьмы орудия - знаком Молота Тора.Возможно эти первые германские разведчики ожидали столкнуться с исполинскими ётунами в живую. В древнеисландских сагах можно найти подтверждение тому, что уже только один символ Молота Тора сам по себе (как и христианское крестное знамение и крест животворящий) был достаточно эффективным средством против воплощений Тьмы:
"Однажды, когда конунг (Свавр-лами) выехал на охоту, отстала его свита и, оказавшись в одиночестве, натыкается он (вдруг) на огромный камень в последних лучах заката. Видит он там поблизости с камнем двух карликов-двергов. Тогда конунг "освятил" (исл. vgja) камень снаружи своим коротким мечом изукрашенным магическими знаками [со знаком молота Тора] (исл. mla-sax). Карлики-дверги бросились умолять конунга освободить вход в их жилище за выкуп..."
"Hervarar saga ok Heireks", гл. 2 ("Сага о Хервёр и Хейдреке") цитируется по хрестоматии W. A. Craigie "Easy Readings in Old Icelandic", Edinburgh 1924,
По древнескандинавской традиции карлики-дверги жили в скалах и под землей. Обычно они появлялись на земле ночью. А если они не успевали вернуться обратно в землю и скалы до рассвета, то при первых лучах солнца они обращались в камень. Поскольку карлики-дверги по-большей части были враждебно настроены в отношении людей - их причисляли к силам тьмы. Отсюда конунг "заклинает" их "молотом Тора", т.е. преграждает (запирает) им вход назад могучим знаком "света". Чтобы не остаться снаружи до рассвета и не обратиться в камень карлики-дверги предлагают конунгу выкуп. В древней литературе несколько раз описывается даже особая техника как выманивать карликов-двергов на землю с целью получения от них выкупа и тд.
Несколько найденых при раскопках древнегерманских наконечников копий помечены посеребренным знаком "молота Тора".
Германские (скандинавские) кузнецы прославились изготовлением так называемых "брактеатов" (т.е. круглых медалевидных или напоминающих монеты предметов изумительной красоты), которые их соплеменники носили на шеях как амулеты предохраняющие от несчастий, сил тьмы, оборотней и враждебной "ночной" волшбы. Разумеется самым распространенным знаком на этих брактеатах-амулетах был символ "молота Тора", которому опять же, явно, придавалось там значение основного магического светлого оберега :"Наиболее вероятная интерпретация надписи на "Данненбургской брактеате" -"Я, Сияющеглазый (т.е. Тор) освящаю эти руны.Я освящаю молотом(т.е.защищаю)".
Неудивительно что многие рунические надписи на могильных камнях-памятниках заканчиваются пламенным возванием оградить покой погребенных под ними от происков союзников тьмы - ночных ведьм и некромантов, для чего там призывают Тора и вырезают знак его молота. Например, руническая надпись на камне из Главендрупа (Дания, приблизительно 900-25 гг.) гласит:
"Рагнхильд воздвигла этот камень в память об Алли... Соти вырезал эти руны в память о своем господине. Да благословит Тор эти руны! (Thorr vigi thessi runar) Да воздастся тому кто сбросит этот камень или перенесет его в другое место!"
К Тору часто взывают в рунических надписях.Его имя появляется на нескольких камнях и на многих знак его молота .При исполнении языческих обрядов и ритуалов, обычно, над освящаемым объектом делали рукой в воздухе знак "молота Тора". Прообраз этого ритуала вероятно дан в "Младшей (Снорриевой) Эдде":
"Отправился Тор с козлами своими и с колесницей в путь... А вечером Тор взял и зарезал своих козлов. Потом освежевал туши и положил в котел. А когда мясо сварилось, сел ужинать со (своим спутником)... Потом Тор разложил перед очагом козлиные шкуры... А спозаранку встал... и, подняв молот свой Мьёлльнир, освятил (vigja) им шкуры. Встали козлы..."
То, что исполняемый в воздухе знак "молота Тора" был (внешне) похож и на крестное знамение подтверждает следующий отрывок:
"Там должны были быть огни посреди храмового пола, и котлы над ними, а чаши-здравицы надо было проносить над огнем. А тот, кто следил за праздником и был на нем хозяином, должен был осенять чаши и все мясо (знаком молота Тора)..."
"Конунг взял рог и перекрестил его (осенил крестным знамением). Тогда Кар из Грютинга сказал:
- Почему наш конунг поступает таким образом? Не собирается он и сейчас следовать древним обычаям?
Сигурд Ярл ответил:
- Конунг поступает как должно всем, кто верит в свою силу и мощь -- он благословил свою чашу именем Тора (signa full sitt Thor) и сотворил над ней знак молота (hamars-mark) прежде, чем выпить ее."На свадьбе жениха с невестой "освящали" знаком "молота Тора":
"Затем молвил Трюм, владыка турсов-исполинов:
- Внесите молот чтоб освятит ь (vigja) невесту! -- Возложите Мьёлльнир на колени деве! -- Благословите (vigja) нас вместе "рукой богини Вар"!На медных культовых котлах были выбиты символы "молота Тора".
Глинянные германские урны для захоронений мечены тем же знаком.
Сохранившиеся викингские гобелены и вышивки пестрят знаками "молота Тора", несколько гребней украшенных "молотом Тора" до сих пор хранятся в национальном музее.В "Саге об Эгиле" норвежская королева Гюннхильд и ее управляющий заподозрили, что один из их гостей исландец-скальд Эгиль Скаллагримссон - колдун, а потому пытались использовать против него, в числе прочего, и приносящий победу символ "молота Тора", который они "сотворяли" рукой в воздухе. Но понятно, что тут фокус не вышел, ибо Эгиль был не только простой смертный, но и наилучший скальд (исландское "поэт") -сильный "светлый" маг.
Cамый интересный пример использовании знака "молота Тора" как знака белой (оградительной) магии можно найти в исландском регистре кирх ("церквей") составленном в 13 веке. Там упоминается о том, что на самом отшибе Исландии, прибывшие в период массового бегства из Норвегии, викинги воздвигли камень с "молотом Тора". Как явствует из названия той местности (Хель-кундар-хейд "Вересковая пустошь (на)рода из царства Хель") тамошние края считались "нечистыми", т.е. полагали, что их по ночам посещали "немертвые", ведьмы-оборотни, тролли и тд. Чтоб оградить себя от их ночных посещений и аттак прибывшие викинги подняли там "щит их лучшей защиты" -символ "молота Тора" вырубленный в камне:
"Мыс Ланга-нес находится на самом севере Восточной Четверти Исландии. Он почти не заселен и смотрит на северо-восток. Там по мысу проходит вересковая пустошь Хель-кунду-хейд. Она разделяет Восточную Четверть Исландии и Северную, и воздвигнут там молот Тора на пустоши, где эти Четверти разделяются..."
Здесь же можно сослаться и на сведения данные Якобом Гриммом в его "Мифологии Тевтонов" касательно древних пограничных столбов в Германии с вырезанными на них "молотами Тора":
"На границах Молот Тора [hamars-mark] был глубоко высечен - крест с загнутыми концами; впоследствии перекрещенный дуб служил вместо межевого (межграничного) знака-столба."
Позже магический оградительный камень с "молотом Тора", который воздвигли на Хель-кундар-хейд был разрушен католическими священниками - началась борьба старой (порядком подзабытой и разумеется поэтому искаженной веры) и новой, пришедшей с Восхода (востока).
О прочности веры в действенность "Молота Тора" говорит и то, что несколько резных церковных (!) дверей скандинавских кирх и каменные рельефы английских храмов украшены наряду с традиционной христианской атрибутикой знаком молота Тора.
Гораздо позже, сильно искаженное воспоминание о "Молоте Тора" встречается в исландских рукописях 16-19 вв., где его считают неким забытым мощным магическим знаком.
Существует еще один знак "Молота Тора" несколько отличный от наиболее древнего "классического", отраженный в немногих бургундских, франкских и позднеисландских памятниках материальной культуры, но нельзя говорить о нем, как о каком-то самостоятельном знаке, лишь как об упрощении исходного.
Мьолнир (скандинавское Mjоllnir) -тоже что и русское "молния".
"Mijollnir" по германским и скандинавским поверьям молот Бога Грома, разъезжающего в колеснице по небу. Доброжелательный к людям, он использует магический молот для разбивания преград, барьеров и препон, стоящих на пути. Метаемый как молния, молот всегда возвращается в руку владельца и служит для уничтожения больших препятствий.