Необходимое предисловие.

Понимаю, что у многих участников этого форума может возникнуть законный вопрос:
- Зачем выкладывать статью по искусствоведению на форуме сатанистов?
На это замечу, что для христиан Шакти, равно как богиня Дурга, бог Шива всегда были синонимом слова САТАНА!
На эту тему рекомендую книгу Метьюрина "Мельмот Скиталец". Если кто не читал, найдите по яндексу.
Вообще, полагаю, самолюбию сатанистов весьма польстит тот факт, что на главной картине Мира, коей является "Мона Лиза", язычник Леонардо да Винчи изобразил САТАНУ, используя в качестве натурщицы величайшую в истории убийцу, погрязшую в инцесте отравительницу, имеющую к тому же прямое отношение к высшей религиозной власти над Миром.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
http://uploads.ru/t/P/c/V/PcV1Q.jpg

Мона Лиза - Лукреция Борджиа?

далее

"Отравительница и безжалостная убийца! Кровосмесительница, прелюбодейка, - исчадие ада и отродье гремучей змеи, дочь шакала и гиены!»

Из проповеди Джироламо Савонаролы.

…Но найду ли слова
О второй её невестке и преемнице?
Это Лукреция из рода Борджий,
Чья краса, добродетель, честь и счастье
День ото дня взрастут,
Словно юный побег на плодоносной почве.

Олово пред серебром, медь пред золотом,
Полевой пред розою мак,
Бледная ива пред зелёным лавром,
Пред бесценным самоцветом крашеный страз -
Такова будет всякая
Пред тою, кого славлю до рождения
За великий ум, за единственную красу
И за все достохвальные превосходства.

А меж теми достохвальностями,
Что почтутся в ней вживе и вмертве,
Высшее -
Царский нрав, от неё дарованный
Геркулесу и иным её сынам…

Лудовико Ариосто. «Неистовый Роланд». Песнь XIII.

Весной 1519 года она почти не вставала с постели: очередная беременность иссушила последние ее силы. Врачи решили вызвать досрочные роды, но у роженицы внезапно начались произвольные схватки и на свет появилась недоношенная девочка, умершая в тот же день. Из-за родильной горячки не удалось спасти и мать: 24 июня 1519 года Лукреция Борджиа умерла в возрасте 39 лет.
Отпевал усопшую последний любовник Лукреции — кардинал, живший при дворе ее мужа герцога Альфонсо д'Эсте.
«Она среднего роста, с тонкими чертами, немного удлиненным лицом, у нее слегка вытянутый нос, золотые волосы, рот крупноват, сверкающие белые зубы; грудь белая и гладкая, но достаточно пышная. Все ее существо проникнуто добродушием и веселостью», — писал один из очевидцев приезда Лукреции в Феррару.
Известно также, что интереса к жизни Лукреция не потеряла — замок герцога д’Эсте быстро стал одним из самых блистательных дворов Европы. Она по-прежнему щедро поощряла деятелей искусства, особенно художников, отдавая предпочтение тем, кто писал картины на религиозные темы. И похоже, что страшная слава, витавшая над кланом Борджиа и самой Лукрецией, пугала немногих — в ее доме бывали великий итальянский живописец эпохи Ренессанса "Лоренцо Лотто " (кстати, создавший прекрасный портрет хозяйки), известные поэты того времени "Никколо де Корреджо " и "Пьетро Бембо ". А великий поэт "Лудовико Ариосто " посвящает ей хвалебную октаву в своем «Неистовом Роланде». Ей удалось превзойти и стать выше своего сомнительного прошлого, а так же падения своей семьи и смерти отца и брата. Ни один партнер не был так верен Лукреции как бисексуал, зять Франческо Гонзага, маркиза Мантуе, а так же был роман с поэтом Пьетро Бембо. Жена франческо Изабелла д'Эсте, сестра Альфонсо, по понятным причинам не приняла дружеских отношений Лукреции и относилась к ней очень прохладно. Между тем, отношения Франческо и Лукреции были страстными и сексуальными, о чем подтверждает многочисленная переписка пары. Но отношения прервались, после того, как Франческо заболел сифилисом. После третьего замужества Лукреция, "удалившись от беспутных оргий папского дворца в Риме, ведет в Ферраре более скромный образ жизни, окруженная блестящим двором художников, ученых и поэтов.
Дети
Лукреция была матерью либо семи или восеми детей:
* Джованни Борджиа «infans Романус» («ребенок из Рима», C. 1498—1548). Отцовство признано Перотто, однако Александр и Цезарь были также определены в качестве отца. Возможно также, что этот ребенок (определено в более поздний период жизни, как сводный брат Лукреции) является результатом взаимоотношений между Родриго Борджиа (Папа Александр VI, отца Лукреции), и неизвестной женщины, указано в Папской булле, и он не был ребенком Лукреции.
* Родриго Борджиа Арагон (1 ноября 1499 — август 1512). Сын Альфонсо Арагонского.
Эрколе II д’Эсте, герцога Феррары (5 апреля 1508 — 3 октября, 1559). Ипполито II д’Эсте (25 августа 1509 — 1 декабря, 1572). Архиепископ Милана, а затем кардинал.
* Алессандро д’Эсте (1514—1516).
* Леонора д’Эсте (3 июля 1515 — 15 июля, 1575). Монахиня.
* Франческо д’Эсте, Marchese ди Massalombarda (1 ноября 1516 — 2 февраля, 1578).
* Мария Изабелла д’Эсте (родилась и умерла 14 июня 1519). Осложнения при рождении повлекло смерть Лукреции десять дней спустя.
Некоторые слухи сохраняются напротяжении многих веков, прежде всего они спекулируют на характере экстравагантных отношений между членами семьи Борджиа. Многие из них касаются утверждений инцеста, отравления, убийства. Реальных подтверждений этих слухов не найдено, помимо заявления конкурентов о Борджиа. Ходят слухи так же, что Лукреция имеела набор полых колец, где хранился яд, чтобы незаметно добавлять в пищу.

Но вернёмся к картине.
Перейдём к скрытым изображениям на правом фоне картины (за левым плечом Моны Лизы).
Для того, чтобы лучше разглядеть их пропустим изображение через синий фильтр. Это удобно сделать графическим редактором ACD See. На следующей картинке  вы можете увидеть, как, благодаря такой несложной процедуре проступают ранее плохо различимые скрытые  изображения

Наиболее впечатляет поначалу появление дракона в нижней части ( смотрите фрагмент 5). Он чем-то напоминает современного варана.
Однако первое, что производит впечатление на зрителя - это фрагмент 3.  Зритель пытается что - то разглядеть в элементах пейзажа и вдруг неожиданно его взгляд встречается со взглядом то ли юноши, то ли девушки, который (которая)  с любопытством разглядывает его самого! Он (она) подглядывает за зрителем, словно через оттаявшее пятно на заледеневшем стекле. В синем цветах фрагмент лица виден особенно хорошо.
Слева от него хорошо просматривается бюст сидящего вполоборота мужчины в черной одежде. У него густая седеющая борода.  Взгляд его направлен куда-то вбок, в сторону от зрителя.

Этот портрет старика очень напоминает портрет Чезаре Борджиа (справа), написанный Леонардо. В каких отношениях был художник к этим человеком?
В 1502 году, 18 августа, Леонардо да Винчи уже состоит на службе у Цезаря Борджиа, который выдает ему бумагу для свободного проезда по только что завоеванной им провинции. В этой герцогской бумаге, patente ducale, обнародованной у Аморетти и в новейшем объективнейшем сочинении Альвизи под названием “Cesare Borgia, duca di Romagna”, Борджиа приказывает всем своим подчиненным — кастелянам, капитанам, кондотьерам, солдатам — давать свободный пропуск и всячески содействовать своему “славнейшему и приятнейшему приближенному, архитектору и генеральному инженеру Леонардо да Винчи”. Ему поручено осмотреть местности и укрепления Романьи, производить необходимые работы за счет герцогской казны и с помощью всех подданных герцога. Герцог был уже тогда в полной своей славе, и Леонардо да Винчи знал, к кому он поступает на службу, хотя можно допустить, что Борджиа, видевший его деятельность в Милане и мечтавший овладеть не только всей Романьей, но и Тосканою, первый обратился к Леонардо да Винчи, намереваясь извлечь этого хищного гения из демократической Флоренции и воспользоваться его талантами для своих целей. Ему нужен был именно такой человек. Если бы осуществились его завоевательные планы, и он стал бы во главе огромного государства, то вот человек, способный измыслить для него такие торжества, такие пышные триумфы, которые могли бы удовлетворить даже его ненасытную, разнузданную и развратную натуру. Борджиа любил всяческие парады, празднества, оргийное веселье, пьяные пиры с откровенными воздаяниями нормальной и ненормальной Венерам он был жесток и кровожаден, хотя в нем не было железной мощи давнего военного человека.
Что же это был за человек, Цезарь Борджиа?

Борджия Чезаре

(Borgia) — род. в 1474 (76 г.) в Риме, получил тщательное классическое образование в коллегии Sapienza в Перузе и в Пизанском университете. Предназначенный своим отцом, впоследствии Папою Александром VI, к духовной карьере, Чезаре Борджиа 14 лет получил звание апостолического пронотария, в 1492 сделан Папою Инокентием VIII епископом Пампелунским, а в следующем году получил от своего отца, уже Папы Александра VI, архиепископство валенсийское и кардинальскую шапку. Это быстрое и блестящее возвышение, однако, не удовлетворило честолюбивого Чезаре. Красивому, атлетического сложения, красноречивому и вкрадчивому римскому князю было больше по душе владеть шпагой, чем ходить с кадильницей. Среди рассеянной жизни в Риме в качестве раздавателя милостыни Папы Чезаре щедрою рукой покровительствовал художникам и искусству, но не переставал таить в душе честолюбивые стремления, для осуществления которых у неразборчивого молодого кардинала все средства были равны. Случай не замедлил представиться. Уже давно у не выносившего какое-либо над собою превосходство и во всем желавшего стать первым Чезаре Борджиа зародилась зависть к успехам старшего брата Джованни, папского полковника и хоругвеносца церкви, возведенного испанским королем в звание герцога Гандийского. Но после того, как Чезаре Борджиа  бежал из лагеря Карла VIII, куда он был отдан Папой в качестве заложника, он был особенно раздражен тем, что брату его Папа дал герцогство Беневентское вместе с графствами Террачина и Понтекорво. Перед отправлением в Неаполь на коронацию короля Фридриха он пригласил брата Джованни на ужин. Весело расстались братья после затянувшегося далеко за полночь ужина, но для одного из них это было в последний раз. На 3-й день тело несчастного герцога Гандийского было вынуто из Тибра, пронзенное 9 ударами шпаги. Начатое энергичное расследование Папа внезапно прекратил. "Все шепотом называли имя виновного, но никто не осмелился произнести его громко", — пишет один из современников. Подавленный преступной дерзостью своего сына, Папа был бессилен с ним бороться, а еще менее наказать его. С тех пор Александр VI сделался орудием безграничного честолюбия своего сына, ставшего после убийства старшего брата главою рода Б. Сложив с себя кардинальский сан и сделавшись хоругвеносцем церкви, Ч. Б. не знал пределов своим замыслам, повторяя вместе с своими придворными льстецами, что в самом имени Чезаре кроется предсказание великих событий: "Aut Caesar aut nihil". Политическое положение итальянских государств, казалось, благоприятствовало его планам. Поход Карла VIII унизил Сфорцов в Милане и Арагонскую династию в Неаполе. Медичисы были изгнаны из Флоренции. Ч. Б. задался мыслью сплотить из мелких ленных областей Романьи одно цельное, сильное государство, потом взять Болонью, Флоренцию, овладеть всею Тосканой и, таким образом прочно основавшись в Центральной Италии, сделаться абсолютным монархом на всем Апеннинском полуострове. Таков был идеал, который в теории был блестяще нарисован Макиавелли, а в жизни проведен Людовиком XIII и Иоанном Грозным, если не с меньшею беспощадной жестокостью, то с большим счастьем, чем Ч. Б. Нуждаясь в деньгах и людях для достижения своих широких планов, Ч. Б. воспользовался безграничной к себе любовью своего отца и пустил в ход папскую дипломатию. В это время Людовик XII нуждался в разводе с хромоногой Жанной Французской, чтобы вступить в брак с Анной Бретанской. Ч. Б. во главе пышного посольства доставил франц. королю разводную грамоту. В благодарность за то Людовик подарил Ч. Б. герцогство Валентинуа и ежегодную пенсию в 20000 ливр., а в 1499 доставил ему руку Шарлотты д'Альбре, сестры наваррского короля. Явившись в Италию с небольшой армией в 2000 всадников и 6000 пехотинцев, завербованных во Франции, Б. скоро овладел всей Романьей. Быстро пали один за другим: Имола Форли, Чезене, Пезаро, Римини и др. Жестокий и неумолимый в отношении членов феодальных родов, Ч. Б. раздавал вольности горожанам, которые его дружелюбно принимали. Получив от Александра VI инвеституру на герцогство Романья (1501), Ч. Б., действуя мечом и ядом, продолжал свое завоевательное шествие, взял Камерино и Урбино и стал угрожать привыкшим к вольному ремеслу кондотьеров итальянским князьям. Многие из них стали соединяться в союзы, чтобы бороться с общею опасностью, но Ч. Б. ловко умел всякими обманами и обольщениями разъединять союзников и натравлять их друг на друга. Наконец, завлекши под ложным предлогом в Сингалию 5 начальников отрядов из знатных итальянских родов, Ч. Б. приказал их всех умертвить, а в то же время Александр VI ядом истребил нескольких представителей рода Орсини. Еще немного, и Ч. Б. надеялся освободиться от всех своих противников и увидеть "целостную, объединенную Италию", но неожиданная случайность отдалила эту мечту на 3½ столетия. За столом у кардинала Адриана Папа и сын выпили из ошибочно подмененных и назначавшихся другим лицам отравленных бокалов. Слабый Александр VI не был в состоянии вынести действия яда, которому противостоял крепкий организм молодого Чезаре. Еще больной, во время избрания в Папы его врага, кардинала Джулиано де ля Роверо (Юлий II), Ч. Б. заперся в замке Святого Ангела и купил себе жизнь, отдав все сокровища своего отца и отрекшись от прав на герцогство Романья. Ища убежища у Гонзальва Кордовского, он был предан последним Фердинанду Католику Испанскому, который держал его два года в заточении в замке Медина-дель-Кампо. Убежав оттуда к брату своей жены, королю наваррскому, Ч. Б. был убит 12 марта 1506 при осаде Пампелуны, в войне Наварры с Кастилиею. Ч. Борджия., несмотря на то, что имя его сделалось синонимом вероломства и кровожадной жестокости, не может считаться чудовищным исключением в среде феодальных властителей XV столетия не только одной Италии, но и Европы вообще. "Каждый понимает", говорит Макиавелли, давший идеальный портрет Ч. Б. в своем знаменитом произведении "О государе", "сколь похвально для государя сохранять верность, действовать правдиво, без коварства, но опыт нашего времени убеждает нас, что только тем государям удается совершать великие дела, которые не хранят своего слова, которые умеют обмануть других и победить доверившихся их честности". Но никто не обнаружил такую неумолимую последовательность и стойкость в достижении своих целей, такое полное отсутствие совести и безразличие к злодеяниям вместе с демонским сознанием своего превосходства и призвания властвовать, как Ч. Борджия.

Теперь более пристально разглядим фрагмент 3
Если принять, что «подобное стремится к подобному», то по логике, рядом с Цезарем Борджиа должно быть расположено нечто ему близко родственное. Моя версия - это его родная сестра и любовница Лукреция Борджиа. Известно, что у них был один общий ребенок.

Борджия Лукреция
(Borgia) — сестра Чезаре Б. (род. в Риме в 1480 г., ум. 1519) была одарена всеми чарами богатой женской натуры, но, слабая и бесхарактерная, сделалась игрушкой неразборчивой политики и гнусных страстей своего отца и брата. Отличаясь замечательной красотой, остроумием, образованием и любовью к искусствам, она могла бы считаться одною из блестящих женщин своего времени, если бы на нее не легла тень печальной славы ее безнравственной семьи. Еще не имея 13 лет, Лукреция была уже дважды обручена за 2-мя испанскими грандами, но в 1493 отец ее, Папа Александр VI, нашел выгоднее выдать ее замуж за Джованни Сфорцу. Скоро, однако, Борджиям нужно было породниться с Арагонской династией в Неаполе, и Джованни Сфорца с помощью своей жены едва спасся от грозившего его убить Чезаре Б. Папа объявил Лукрецию разведенной и выдал ее за герцога Бишельи, 17-летнего побочного сына короля Альфонса II. Второе замужество Лукреции было еще менее продолжительно. Вступив в союз с Карлом VIII Французским, Борджии должны были порвать дружественные отношения с неаполитанской династией. 2 янв. 1500 г. на лестнице храма св. Петра 4 замаскированных лица напали и смертельно ранили несчастного герцога Бишельи. Целый месяц Лукреция Б. ухаживала и охраняла умиравшего мужа. Чезаре Б., раздраженный этой медленностью, посетил больного и произнес роковые слова: "что не сделано за обедом, совершится за ужином". Через несколько дней герцог Бишельи был задушен в постели на глазах Чезаре Б. В эту пору впервые обнаруживается преступная тайна ужасной семьи, хотя еще до сих пор некоторые биографы, и особенно Грегоровиус, не находят достаточными имеющиеся в распоряжении историков данные. Как бы то ни было, после второго вдовства Лукреция родила мальчика; в 1501 же году у Лукреции воспитывается трехлетний ребенок Джованни, которого она называет своим братом, а в двух буллах, хранящихся в моденском архиве, Александр VI в одной признает ребенка сыном Чезаре Б., а в другой — своим собственным. Это двойное признание отцовства и общая молва современников, выраженная в известном двустишии Санназара:
Hic jacet in tumulo Lucretia nomine, sed re
Thais, Alexandri filia, sponsa, nurus.
(Здесь покоится Лукреция по имени, в действительности же Таиса, Александра дочь, жена и невестка) — оправдывают обвинительный приговор потомства над Лукрецией. После третьего замужества (1501) за Альфонсом, герцогом д'Эсте, Лукреция, удалившись от беспутных оргий папского дворца в Риме, ведет в Ферраре более скромный образ жизни, окруженная блестящим двором художников, ученых и поэтов. В числе последних был Ариосто, который посвятил ей октаву в своем "Неистовом Орланде", где воспевает ее красоту и высокие душевные качества. Очевидно, впечатлительная, мягкая, слабая Лукреция вполне зависела от окружающей обстановки, и в характере ее было больше пассивного равнодушия ко злу и добру, чем активной преступной воли; воспитание не внушило ей никаких твердых нравственных понятий, не укрепило в ней сознания своего женского достоинства и чувства женской стыдливости, а жизнь сделала ее рабою бесславных отца и брата. Ср. Antonelli, "Lucrezia В. in Ferrara" (1807); Zuchetti, "Lucrezia B." (1869) и особенно Gilbert, "Lucrezia В." (Лондон, 1869) и Gregorovius, "Lucrezia В." (2 т. Штутг., 1874); Виктор Гюго сделал Лукрецию героиней своей драмы, а Доницетти — известной оперы "Лукреция Борджия".
Что же хотел сказать Леонардо, дав рядом два этих портрета? Цезарь Борджиа - кровосмеситель и братоубийца, облечённый властью кардинала, сын Папы римского, этого «наместника Бога на земле», который в свою очередь, также погряз в грехе кровосмесительства.  Что может быть хуже для репутации Церкви? Сын - Каин, кровосмеситель  - кардинал и хоругвеносец. Отец - римский Папа, убийца и величайший отравитель, давший обет безбрачия и почти в открытую живущий с собственной дочерью и имеющий от неё сына - внука. Не величайшая ли это насмешка над всеми христианскими ценностями и заповедями?
Наверное, да. Возможно, для Леонардо такие факты были предвестниками близкого заката христианства. Если так, то он немного поторопился с выводами. Впереди была лишь Реформация Лютера и очередной раскол Церкви.
Но только ли это хотел сказать нам художник? Нет, не только. Сейчас  мы перейдём, пожалуй, к самому главному в этой статье.
Вернёмся к Моне Лукреции.
27.11.2008 - Австралия. Найден портрет Лукреции Борджиа
В австралийской галерее обнаружено единственное известное живописное изображение Лукреции Борджиа.
Источник: Отдел культуры
Как сообщает портал inopressa.ru со ссылкой на The Times, загадочный портрет, относящийся к эпохе Возрождения, уже 43 года висит в зале Национальной галереи Виктории (Австралия), пишет корреспондент Энн Барроуклу.
И вот теперь ученые пришли к выводу, что это, по-видимому, единственное дошедшее до наших дней живописное изображение печально известной "роковой женщины" Лукреции Борджиа, сообщает издание.
Как пишет газета, вчера директор галереи Джерард Воэн объявил, что эта работа принадлежит кисти североитальянского художника Досси, который сыграл огромную роль в истории искусства, но современной массовой аудитории неизвестен.
В музейном каталоге это овальное полотно значилось как "Портрет юноши" работы неизвестного мастера. Однако куратор галереи Карл Виллис в результате двухлетних изысканий и химических анализов в Италии, Австралии и США пришел к выводу, что на картине может быть изображена только Лукреция Борджиа, а ее автор – Доссо Досси, он же Джованни ди Никколо де Лутери, современник Тициана, Рафаэля и Микеланджело.
Лукреция Борджиа, внебрачная дочь кровожадного кардинала Родриго Борджиа, впоследствии Папы Александра VI, стала олицетворением злодейства, поясняет корреспондент. Предположение, что на портрете изображена именно она, поначалу показалось Виллису диким.
Однако анализ пигментов показал, что картина, скорее всего, написана Досси, пояснил куратор в интервью газете. Угадать имя модели помогли детали картины. Куст мирта – символ богини Венеры – свидетельствует, что на портрете изображена женщина, а не юноша. На это же указывает надпись в нижней части портрета – упоминание о красоте и добродетели.
"Кинжал в руках фигуры – беспрецедентная деталь для женских портретов эпохи Возрождения – это отсылка к древнеримской Лукреции, которая закололась после того, как над ней надругался сын римского правителя", – пишет газета.
Одним из решающих факторов, однако, стало сходство портрета с единственным достоверным изображением Лукреции Борджиа – бронзовой медалью, отлитой в 1502 году, сообщил Виллис в интервью.
Газета отмечает, что известны и другие портреты, на которых предположительно изображена Лукреция Борджиа, но научным сообществом эти версии не признаны.
А теперь вернёмся к  Моне Лизе.

Тайна модели
Личность, изображённую на портрете, сложно идентифицировать. До сегодняшнего дня по этому поводу было высказано много спорных и, подчас, абсурдных мнений:
Жена флорентийского торговца дель Джокондо
Изабелла из Эсте
Просто идеальная женщина
Молодой юноша в женском одеянии
Автопортрет Леонардо

Что касается версии об Изабелле Эсте. Она была сестрой Альфонсо Эсте, то есть сестрой третьего мужа Лукреции Борджиа. Запомним это.
После падения власти Сфорца в 1499 Леонардо едет во Флоренцию, заезжая по пути в Мантую и Венецию. В Мантуе он создает картон с Портретом Изабеллы д'Эсте(1500, Лувр, Париж), выполненный черным мелком, углем и пастелью.
Сохранились и хорошо изучены письма Изабеллы к Леонардо да Винчи, который, доверившись её словам, попытался обосноваться в Мантуе после своего отъезда из Милана. Но он прибыл в неудачный политический момент, когда Изабелла была занята улаживанием кризиса и спасением страны и, разочарованный отсутствием внимания, уехал. Несмотря на то, что Изабелла затем неоднократно просила его создавать для неё произведения искусства, его работа для неё ограничилась эскизом к невыполненному портрету.
Но, в сущности, одного беглого взгляда достаточно, чтобы понять, что Изабелла Эсте совершенно непохожа на Мону Лизу. На эскизе Леонардо Изабелла дана в профиль. В анфас её изобразил Тициан (картинка справа)
                 

Какие же ещё версии?
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Описание этого визита было сделано секретарём кардинала Антонио де Беатисом: «10 октября 1517 года монсиньор и иже с ним посетили в одной из отдалённых частей Амбуаза посетил мессира Леонардо да Винчи, флорентийца, седобородого старца, которому более семидесяти лет, — самого превосходного художника нашего времени. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую — святой Иоанн Креститель в молодости и третью — Святая Анна с Марией и младенцем Христом; все в высшей степени прекрасные. От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ».
По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
Согласно Джорджио Вазари (1511—1574), автору биографий итальянских художников, Мона Лиза (сокр. от мадонна Лиза) была женой флорентийца по имени Франческо дель Джиокондо  (итал. Francesco del Giocondo), на чей портрет Леонардо потратил четыре года, всё же оставив его неоконченным.
Вазари высказывает очень хвалебное мнение о качестве этой картины: «Любой человек, желающий увидеть, как хорошо искусство может имитировать природу, может с лёгкостью в этом убедиться на примере головы, т. к. здесь Леонардо воспроизвёл все детали… Глаза наполнены блеском и влагой, как у живых людей… Нежный розовый нос кажется настоящим. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица … Кто бы не смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бъётся пульс…». Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
Может быть эта история и соответствует действительности, но, скорее всего, Вазари просто добавил её к биографии Леонардо для развлечения читателей. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. Согласно итальянским источникам она с тех пор находилась в коллекции французского короля Франциска I, однако остаётся неясным, когда и как она была им приобретена, и почему Леонардо не вернул её заказчику.
Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог увидеть Джоконду своими глазами и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Именно он и пишет о маловлиятельном торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены Лизы. Не смотря на слова этого анонимного современника, многии исследователи всё же сомневаются в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505). Утончённая техника указывает на более позднее создание картины. Помимо того, в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал княжне Изабелле д"Эстэ принять её заказ. Мог ли тогда простой торговец уговорить известного мастера написать портрет своей жены? 
Время создания полотна
К 1514 - 1515 гг. относится создание шедевра великого мастера — «Джоконды».
До последнего времени думали, что этот портрет был написан гораздо раньше, во Флоренции, около 1503 г. Верили рассказу Вазари, который писал: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джоконде портрет монны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенебло. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мадонна Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам».
Весь этот рассказ неверен от начала до конца. По словам Вентури, «монна Лиза, позднее Джоконда, была созданием фантазии новеллиста, аретинского биографа, Джордже Вазари». Вентури в 1925 г. предположил, что «Джоконда» — портрет герцогини Костанцы д'Авалос, вдовы Федериго дель Бальцо, воспетой в маленькой поэме Энео Ирпино, упоминающем и о ее портрете, написанном Леонардо. Костанца была любовницей Джулиано Медичи, который после брака с Филибертой Савойской отдал портрет обратно Леонардо.
В самое последнее время Педретти выдвинул новую гипотезу: луврский портрет изображает вдову Джованни Антонио Брандано по имени Пачифика, которая также была любовницей Джулиано Медичи и родила ему сына Ипполито в 1511 г.
Как бы то ни было, вазариевская версия вызывает сомнение уже потому, что никак не объясняет, почему портрет жены Франческо дель Джокондо остался на руках у Леонардо и был увезен им во Францию.
Что касается свидетельства секретаря кардинала Луи Арагонского Антонио де Беатиса, то либо там содержится неточность, либо же Леонардо показывал кардиналу не Мону Лизу, а портрет какой - то другой дамы. Дело в том, что брат Лоренцо Великолепного, Джулиано Медичи погиб в результате заговора в 1478 году, то есть, как минимум, за четверть века до создания Моны Лизы. То есть женщины, изображённой на знаменитом полотне Леонардо, при жизни Джулиано, скорее всего, ещё попросту не было на свете.  В чём же тут дело? А что, если последние слова про «брата Лоренцо Великолепного» Беатис добавил от себя, просто потому, что неправильно понял кардинала или Леонардо? Дело в том, что был ещё один Джулиано Медичи, а вернее Джулио Медичи, который был незаконным сыном «брата Лоренцо Великолепного» Джулиано Медичи.
Что же это был за человек, Джулио  Медичи?

Папа Климент VII
             

Мирское имя: Джулио Медичи.
Происхождение: Флоренция (Италия).
Годы жизни: 26 мая 1478 - 25 сентября 1534
Годы понтификата: 19 ноября 1523 - 25 сентября 1534.
Отец: Джулиано Медичи.
Мать: неизвестна.

Джулио был внебрачным сыном Джулиано Медичи. Его отец был убит во время беспорядков, последовавших вслед за заговором Пацци. Образованием и воспитанием юноши занимался его дядя Лоренцо Великолепный. Джулио стал рыцарем Родоса и великим приором Капуи. После избрания двоюродного брата Джованни папой римским, карьера Джулио быстро пошла в гору. 28 сентября 1513 г. он стал кардиналом и являлся главной движущей силой политики папского двора при Льве X. Проиграв выборы в 1522 г. Адриану Деделу, Джулио все жал стал папой после его смерти и взял имя Климент VII.
Выбор папы-итальянца был восторженно встречен в Риме. Политическая и религиозная ситуация была такова, что для управления Папским государством и церковью нужно было обладать редким тактом и благоразумием. Однако Климент VII оказался никудышным дипломатом и крайне нерешительным правителем. Первым делом он заключил союз с Франциском I, находившимся в состоянии войны с Карлом V. Франциск войну проиграл и был вынужден в 1526 г. подписать Мадридские соглашения, которые, впрочем, не собирался выполнять. Вскоре Франция, Венеция и Милан организовали Коньякскую Лигу, к которой примкнул и Рим. По наущению разгневанного Карла войско Колонна напало на Рим, вынудив Климента укрыться в замке Сант-Анджело. Через несколько месяцев папа подписал перемирие с Карлом, но немецкие наемники, находившиеся на Севере Италии и долго не получавшие жалованья, уже вышли из-под контроля Карла. Они вынудили коннетабля Бурбона вести их на Рим и 6 мая 1527 г. вошли в беззащитный город. Папа вновь успел укрыться в замке Сант-Анджело, а ландскнехты подвергли Рим восьмидневному разорению, которое по жестокости можно было сравнить лишь с нашествием варваров. Лигисты, недовольные нерешительностью папы, не спешили идти ему на помощь. Карл был формально непричастен к этому акту насилия, но сполна воспользовался его результатами. Семь месяцев продержав папу фактически в заточении, Карл заключил с ним мир и 24 февраля 1530 г. был коронован императором.
Тем временем важные события развивались в Англии. Местная церковь и раньше далеко не во всем подчинялась Риму, а короли периодически стремились завладеть церковной собственностью. Последней каплей стало нежелание Климента расторгнуть брак своенравного короля Генриха VIII с Екатериной Арагонской. Генрих объявил о выходе английской церкви из-под юрисдикции папы, провозгласив себя ее главой. В феврале 1531 г. епископы были вынуждены смириться с этим, а парламент принял постановления о разрыве отношений между Англией и Римом. Генрих как глава церкви присвоил себе право назначать епископов и архиепископов, а все подати, уплачиваемы ранее папе, стали идти в казну королевства. Климент отлучил Генриха от церкви и признал недействительным его второй брак с Анной Болейн, но на английского короля проклятия понтифика не произвели никакого впечатления.
Климент VII умер 25 сентября 1534 г., предположительно, отравившись бледными поганками. Все историки единодушны в оценке понтификата Климента как крайне неудачного.
Итак, что же мы можем почерпнуть из этих сведений? Время его жизни с 1478 г. по 1534 г. То есть в предположительное время создания «Моны Лизы» 1504 - 1514 г. он был уже взрослым возмужавшим человеком. В 1513 году он стал кардиналом. Я думаю, что Леонардо имел в виду именно его. Других вариантов просто нет! Значит, именно по его просьбе был создан портрет «Моны Лизы», а вовсе не по просьбе мифического купца Джоконде, которого упоминает Вазари. Но тогда кто же изображён на портрете? Ведь и правда, странно думать, что кардинала, будущего Папу римского могла заинтересовать жена какого-то, никому неведомого, торговца тканями. Для кардинала, равно как и для герцога, жена торговца была человеком второго сорта, впрочем, как и её муж. Не забывайте, что в средневековой Италии были несколько иные понятия и ценности. Исключение из правил могла составить лишь молоденькая девушка совершенно необыкновенной красоты. Но «Мона Лиза» была не так молода, и её никак нельзя было назвать красавицей.
Вентури, в сущности, приходит в своих исследованиях к тому же мнению. По его мнению:
«Джоконда» — портрет герцогини Костанцы д'Авалос, вдовы Федериго дель Бальцо, воспетой в маленькой поэме Энео Ирпино, упоминающем и о ее портрете, написанном Леонардо. Костанца была любовницей Джулиано Медичи, который после брака с Филибертой Савойской отдал портрет обратно Леонардо».
Педретти предлагает близкородственную гипотезу:
«Луврский портрет изображает вдову Джованни Антонио Брандано по имени Пачифика, которая также была любовницей Джулиано Медичи и родила ему сына Ипполито в 1511 г.»
Но там, где есть две любовницы, их может быть и десять. Кардиналы в Италии в те времена были очень любвеобильны. Но главное не в том. Попросить Леонардо написать портрет той или иной своей любовницы кардинал Джулио Медичи конечно мог, но вопрос в том, согласился ли бы Леонардо на это? Вспомним, что Леонардо к 1514 году был не каким-то второстепенным художником, а прославленным на весь мир гением. Он легко находил сотни причин для отказа даже герцогиням. Тем более, что к тому времени он уже был в преклонных годах и у него уже были некоторые проблемы со здоровьем. Для того, чтобы мастер взялся за портрет какой либо дамы, одной просьбы кардинала было мало. Она, как личность, должна была заинтересовать Леонардо. Тем более странно выглядит сообщение Вазари о том, художник, отказывая  графиням и герцогиням, вдруг принял предложение какого-то никому не известного торговца шёлком. Да и так ли он думал о деньгах? Легче предположить, что в том преклонном возрасте мысли художника были более обращены к вечности.
Нет, для иконы Шакти годилась далеко не любая женщина! И одной только гиперсексуальности и склонности к убийствам было мало. Эта женщина должна была иметь какое то отношение к религии и власти, а если точнее, к  религиозной власти над Миром. И ещё. Эта женщина должна быть личностью известной, причём не только своей стране, но и всему миру. Изобразить же Божество с лицом супруги торговца, было бы для шиваита святотатством.
Принимая во внимание всё вышесказанное, можно смело отвергнуть гипотезы Вентури и Педретти, равно как и рассказ Вазари.
Но тогда кто же она?  И кто ещё мог заинтересовать честолюбивого и властного кардинала Джулио Медичи? Какая женщина ещё могла привлечь внимание новоиспечённого кардинала, рвущегося к Папской власти? Наверное, женщина, какое-то отношение к этой власти имеющая или имевшая в прошлом.
Так говорил о Моне Лизе известный английский критик, профессор эстетики оксфордского университета Вальтер Пэтер:
“Джоконда — это целый свод странных мыслей, фантастических мечтаний и исключительных страстей”. Замечательнейшее произведение Ренессанса, не имеющее ничего общего с классическою красотою. Это образ, в который вошла человеческая душа со всеми ее недугами. Здесь мы находим в странном сочетании “одушевленные страсти греков и сладострастие римлян, мистицизм средних веков, с его духовною превыспренностью и мечтательной влюбленностью, возврат к язычеству и грехи Борджиа”. Джоконда “старее тех скал, которые видны за нею”. Долгое время она изучала тайны гроба, теперь она ожила. “Она, как Леда, родила Елену, и она же, как святая Анна, родила Богоматерь, она воплощает в себе жизнь всех веков, она сосредоточила в себе опыт тысячелетней истории человеческого рода. Перед нами символ непрерывной жизни”.
Любопытно, что Пэтер в этом своём монологе фактически подходит вплотную к многовековой тайне картины Леонардо. «Язычество, грехи Борджиа».

Сообщение СМИ от 13.12.2010 г.

В зрачке Моны Лизы обнаружили таинственные инициалы.
Невооружённым  глазом символы не увидеть, но при сильном увеличении их видно, - говорит Сильвано Винчети, президент итальянского Национального комитета по охране культурного наследия.
В правом глазу Моны Лизы можно увидеть буквы LV, что, скорее всего, является инициалами самого художника. В левом глазу тоже есть символы, однако их различить труднее. Что-то похожее на буквы CE или СB. Картина снова привлекла к себе внимание ученых после того, как один из членов комитета наткнулся в антикварном магазине на старинную книгу, в которой говорится о символах в глазах Моны Лизы.
Также, по словам Винчети, на обороте холста записаны цифры 149, ещё одной цифры не хватает. По мнению историка, какой бы не была стёртая цифра, целиком число указывает на год написания картины. Таким образом, Винчетти сделал вывод, что да Винчи писал «Мону Лизу» в 1490-х годах, а не в 1503 или 1504, как гласит общепринятая теория.
Также под одной из ароки, на фоне моста, художник, полагает Винчетти, изобразил цифры 72 (или комбинацию L2). Что это означает, он сказать затруднился, но пообещал, что вскоре представит более полные результаты своего исследования.
Все свои открытия Винчети сделал с помощью значительного увеличения фрагментов картины, так как найденные им элементы, невозможно увидеть невооружённым взглядом.
«Леонардо да Винчи очень любил использовать символы и коды для передачи своих сообщений, и он сообщил нам личность модели через глаза, которую считал зеркалом души и средством передачи информации» - заявил Винчети.
Итак, если верить сообщению, то на правом зрачке Моны Лизы написаны буквы LV, а на левом CE, причем буква E немного похожа на B. К сожалению мне не удалось найти в интернете фото этих букв на глазах Моны Лизы ( возможно эти фото и не публиковались). Но я полагаю, что на правом зрачке буква E  была написана примерно так:
Такая «проколотая» в двух местах буква B действительно более напоминает букву E. Если художник так написал эту букву намеренно, то возникает законный вопрос: С какой целью?
Итак, поскольку правый глаз Моны Лизы видим на картине с левой стороны, а левый с правой, текст мы видим примерно так:
LV   CE
Сильвано Винчети в своем коротком сообщении выдвигает гипотезу о том, что первые две буквы означают инициалы художника Леонардо Винчи. Но тогда возникает законный вопрос: что означают две другие буквы? Я полагаю, что Винчети поторопился с выводами.
Вспомним, что во времена Леонардо буквы U  в латинском алфавите попросту не было. Её заменяла в те времена буква V. Буква U была введена только в 16 веке. А теперь взгляните на приведенные ниже фото монеты с изображением Лукреции Эсте (Борджии). На фото справа я лишь подсветил желтым цветом указанные буквы.
     
Тогда получается, что надпись на глазах Моны Лизы по нынешним правила латыни была бы записана так: LU CE, то есть LUCretia Este. Заметьте, стоит только принять мою гипотезу, то сразу же становится ясно, почему Леонардо сделал букву E похожей на букву B.
LU CB  - это инициалы Лукреции в девичестве  LUCretia Borgia.
Теперь займёмся цифрами на картине. Могут ли иметь эти цифры отношение ко времени написания самой картины? Попытаемся мысленно встать на место художника. Неужели его целью было сокрытие от потомков даты создания этого шедевра? Да и о какой дате может идти речь, если со слов современников Леонардо, художник ещё очень долгое время, уже после отъезда во Францию, продолжал время от времени работать над полотном, доводя картину до совершенства?
А по словам биографа Вазари картина вообще так и не была закончена. Попробуем рассудить здраво. Мелкие буквы на зрачках Моны Лизы говорят о попытке Леонардо зашифровать вовсе не дату окончания картины, а имя женщины, на ней изображенной.
Что же тогда могут означать числа 149 и 72 на картине? Предлагаю свою, почти фантастическую гипотезу на этот счет. Предположим, что цифры на картине имеют отношение к дате рождения самой «Моны Лизы». Кстати сказать, ещё один замечательный способ идентификации её личности!
Если предположительно оценить возраст женщины, изображенной на полотне 30 – 36 лет, с чем согласны большинство исследователей творчества Леонардо, то независимо от того, был ли создан портрет в 1504, или на десятилетие позже, совершенно ясно, что она родилась в 15 веке, то есть 1400-ых годах.
Итак, мы имеем два числа: 149 и 72.  Предположим, что первые две цифры в числе 149 – есть первые два числа в годе её рождения. Оставим эти цифры в покое, а лишнюю цифру 9 прибавим к 72. Получаем: 9+72=81. Такой нехитрой манипуляцией получим число 1481.
- Да, но Лукреция Борджия родилась в 1480 году! – возразят оппоненты.
- И Ваши манипуляции с цифрами ни к чему не привели!
Не торопитесь с выводами, уважаемые! Сделаем перевертыш этого загадочного числа 1481. Получим 1841. А теперь отбросим последнюю цифру. Получим 184. Что это? Перепишем так: 18.4 – восемнадцатое апреля. А теперь по тому же алгоритму, с отбрасыванием (отниманием) последней единицы прочтем то же число слева направо 1481 -1=1480.
Что получили в итоге? 18. 4. 1480 г – полная дата рождения Лукреции Борджии.
Отсутствие бровей, странная форма кистей, а не лысая ли была «Джоконда»? – такого рода предположения в огромном изобилии появляются в последнее время. Почему Леонардо «забыл» написать брови? Ответ предельно прост: потому что их и не было! При сифилисе часто наблюдается частичное очаговое выпадение волосяного покрова. Куда же делись  в таком случае остатки её бровей? Полагаю, что она поступила в этом случае так, как это сделала бы на её месте любая женщина – она их выщипала. В самом деле, это на голову ещё можно надеть парик, но с бровями все обстоит несколько сложнее.
Общеизвестно, что у её родного брата Цезаря был сифилис. Но с братом она была примерно в то же время в интимной связи и даже родила от него одного ребёнка. В те времена эту болезнь умели лишь частично глушить, дабы исчезали внешние признаки и человек становился незаразным. Но это не было выздоровлением в полном смысле слова. Нейросифилис и прочие осложнения могли сказаться через десяток лет и позже. Если картина написана в 1514 году, как утверждают ряд исследователей, то Моне Лукреции было 34 года в то время. Что ж,  похоже. Со времени заражения прошло примерно 12 лет. Но это, разумеется, лишь предположение. Знать наверняка может лишь господь Бог.
Но если это действительно так, то от неё должно было нести серой, как и от «Врага рода человеческого». В те далекие времена ещё не изобрели пенецилина. Хотя, вполне возможно, что она пользовалась и ртутными препаратами, как наш Иоанн Грозный.
Кстати, есть ещё одно роковое совпадение. Вымышленная или реальная Лиза Герардини умерла вскоре от неудачных родов. Да, но и Лукреция Борджиа также умерла через четыре года после написания «Моны Лизы». От родильной горячки, после того, как родила мёртвую девочку. Это случилось 24 июня 1519 года. Ей было 39 лет, и она только на месяц пережила Леонардо.

А с кого ещё мог Леонардо написать свою кровавую Дургу? Просто выбора иного не было.
А теперь сравним ещё портреты предполагаемой Лукреции Борджии работы Доссо Досси, и Мону Лизу Леонардо да Винчи. На первый взгляд, сходства не так уж и много. Но учтите тот факт, что портреты делались разными художниками с временной дистанцией примерно в 10 лет.

И у этих разных художников была разная техника, а кроме того и сами полотна за 500 могли отойти от оригинала даже вследствии выцветания красок.
Учтите также и то, за эти 10 лет Мона Лукреция успела стать матерью ещё шестерых детей и несколько постареть, да и вообще несколько измениться внешне. А кроме того вспомните, что она была больна серьезным заболеванием и за указанные 10 лет оно могло серьезно изменить её внешность. К примеру, то же отсутствие бровей на портрете справа. Наверное при сравнении тут надо исходить исключительно из соотношения пропорций деталей лица женщины, лба, носа, глаз, скул, губ, подбородка, а также шеи и рук, кистей рук, пальцев. А кроме того, обратите внимание на манеру держания рук - правая кисть на левой.
Нельзя также совсем исключать и возможности того, что Леонардо мог немного подретушировать лицо на портрете с целью сделать его немного моложе и привлекательней, дабы угодить 34- летней герцогине Феррары, Моне Лукреции Эсте.
Но все же реальные доказательства могла бы дать эксгумация останков Лукреции и реконструкция лица по черепу.

Да, верно, её нельзя было назвать настоящей красавицей даже и в молодые годы. Она брала другим. Своим образованием, эрудицией и умом. Она была прекрасным политиком. Позже в Ферраре открылся ещё один её талант: она оказалась очень грамотным хозяйственником. Прикупала земли, осушала болота, превращая их в плодородные земли, вела грамотную налоговую политику. Крестьяне её любили и называли доброй госпожой. Она превратила Феррару в цветущий край. В эпоху междоусобных войн ей удавалось оберегать от них свое герцогство. В политике она была почти гением. Да, кстати, представьте, до сих пор в Ферраре день её рождения празднуется!

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рекомендую пройти по ссылке:

Мона Лиза - икона Шакти?

Там эта статья и книга "Мона Лиза - икона Шакти" выложены в формате pdf.
В книге и статье много картинок и экзотических шрифтов.
На данной же странице форума читатель вынужден довольствоваться вариантом в txt.