Перспективы возникновения и существования "шайтанизма"
Сегодня у нас, в мире западной "цивилизации", уже стало привычным и чем-то само собой разумеющимся - так, что это даже никого не шокирует - говорить о неумолимом росте культа Сатаны: священнослужители при каждом удобном случае стремятся обратить внимание общественности на ничем не прикрытое внедрение всего дьявольского и богохульного в повседневную жизнь человека, жёлтая пресса и телевидение систематически выдают репортажи о современных демонопоклонниках, учёные разных мастей издают труды различной степени читаемости по исследованию "феномена сатанизма" - от средневековья до наших дней, и т. д., и т. п. В общем Сатана, обойдённый упоминаем своего имени в Библии, начиная со времён Инквизиции с лихвой компенсирует весь тот недостаток внимания, что накопился за первые века христианской эры. В связи с тем, что вера ислама день ото дня становится всё сильнее и уже уверенно внедряется в западный мир, было бы интересно проанализировать вероятность возникновения в исламском религиозном обществе культа, аналогичному западному культу Сатаны - сатанизма в привычном для европейца смысле. Но в нашем анализе мы ограничимся лишь некоторыми общими постулатами, не вдаваясь в детальное исследование, ибо непосредственно личность ангела Иблиса представляется для нас гораздо более интересной, нежели какие-то связанные с его именем "проблемы" в человеческом обществе.
Как уже отмечалось выше, в священной книгу мусульман - Коране - содержится довольно много упоминаний как о самом Иблисе, так и о солдатах его армии - шайтанах41. На наш взгляд именно эта "открытость" Корана к шайтану сыграла значительную роль в том, что у верующих не начал формироваться "нездоровый интерес" к демоническому миру, как это имело место в христианстве - ведь, как известно, притягивает именно то, что всегда пытаются скрыть или хотя бы обойти молчанием. Конечно, это не очень сильный аргумент, но всё-таки есть какая-то доля истины в том, что верующий, периодически натыкающийся в своей священной книге на указание опасности увлечения связями со всем богопротивным, с гораздо большей вероятностью будет избегать подобных контактов, нежели верующий, которому известно о подобной опасности лишь в общих и притом довольно завуалированных чертах.
При рассмотрении христианской религии можно заметить и то, что одной из причин возникновения всевозможных сатанинских обществ, течений, идеологий и проч. могло быть естественное человеческое желание "переметнуться в противоположный лагерь" в ответ на жёсткое давление официальной церкви, и, как одного из её могущественных средств - Инквизиции. В качестве довода укажем на то обстоятельство, что в странах православного вероисповедания сатанизм - явление "завозное", пришедшее со многими другими "негативными" явлениями и вещами с "цивилизованного" католического Запада, где в своё время свирепствовала Инквизиция. Совершался ли этот переход в "чужой лагерь" в знак протеста, из-за разочарования, отчаяния, или из-за надежды на помощь дьявола и т. п. - неважно: общее во всех случаях то, что имело место религиозное давление, и как его результат - ответная реакция в виде богохульной ереси. Возможно ли такое в исламе? С одной стороны, на это можно ответить утвердительно: на сегодняшний день ислам является откровенно "тоталитарной" религией, диктаторски воздействующей на массы, причём в гораздо большей степени, нежели христианство даже в свои самые "тёмные века"42.
Однако, здесь следует учитывать одно очень важное обстоятельство. Возьмём, к примеру, два наиболее "тоталитарных исламских режима" - "велайат-е факих" (правление мусульманского богослова-правоведа) в Иране и движение "Талибан" в Афганистане, - в обоих случаях видно, что давление на верующих производится (производилось) с целью принудить их безоговорочно следовать букве религиозного закона правящего режима. Средневековой христианской Инквизицией давление оказывалось, разумеется, с такой же целью, при этом значительное внимание уделялось задаче отчуждения верующих от всего неугодного Богу и церкви. У реакционных исламистов цель "отчуждения от неугодного" также преследуется, но у них в качестве неугодного объекта - вместо христианского дьявола и его слуг - ставится неверный, т. е. человек, не следующий и не подчиняющийся религиозному закону. В случае любого запрета нельзя не обращать внимания на расхожий принцип "запретный плод сладок", - и в обоих случаях, как мы видим, формируется оппозиция тоталитарному режиму, направленная именно по запрещённому режимом пути: в случае христианства формируется оппозиция, проявляющая в большей или меньшей степени свою благосклонность к дьяволу, тогда как в случае ислама оппозиция ставит перед собой изменить (чаще всего значительно смягчить) существующие религиозные законы. И надо заметить, что оппозиция в исламе в большей степени является социально-политической, а иногда даже и экономической, нежели религиозной. В качестве подтверждения этой мысли несколько примеров: в бахаизме, зародившемся в Иране во второй половине XIX века как оппозиция исламу, главным противоисламским элементом является откровенная забота о мирском - бахаизм является практически материалистическим учением43. В сегодняшнем Иране группировка "Моджахедин аль-Хальк" ("Народные воины") - главная оппозиционная правящему режиму организация - причисляется к левацким группировкам. Другие представители оппозиции - "Движение за свободу Ирана", одно время бывшее даже официально разрешённым - по характеру своей идеологии может быть названо либеральной партией. В случае Афганистана, несмотря на то, что основной причиной боевых действий между "Талибаном" и "Северным альянсом" было принято видеть разногласия в принципах построения исламского государства, дело вообще шло о противостоянии внешней агрессии - агрессии Пакистана44. Понятно, что в рассмотренных примерах мусульманам, задавленным религиозным законом правящего режима, в надежде что-то изменить (хотя бы иллюзорно) не придёт в голову перейти на сторону сатаны и организовывать тайные сатанинские общества.
Кроме того, тоталитаризм христианской религии (Инквизиции) был направлен вовнутрь - на народные массы, на самих верующих, т. е., по сути, на саму себя и на своё будущее (скорее всего это является одной из причин того, что в западном мире, кроме Ватикана, сегодня нет ни одного религиозного государства). Враги искались, наказывались и уничтожались среди плохих или хороших, но всё-таки христиан. В современном же реакционном исламе дело обстоит несколько иначе: при явном закабалении мусульманина сводом религиозных законов, ему основательно внушено, что враг - вовне, за пределами верующих масс: США, евреи, христиане и т. д. Пример, ставший классическим - имам Хомейни заклеймил в своё время США не иначе как "большим шайтаном", а СССР - "малым". В средневековом же христианстве (равно как и в нынешнем) дьявол всегда оставался всё-таки дьяволом. В итоге в исламе ответная реакция оказываемого на массы давления довольно умело направляется вовне, - на пользу исламской веры. Одним из проявлений чего мы и имеем сегодня агрессивные мусульманские государства, рост числа сторонников ваххабизма во всём мире и расцвет исламского терроризма.
За предложенную гипотезу говорит исторический факт из христианского мира: деятельность Инквизиции (XIII-XIX века) началась практически сразу по завершении крестовых походов (1096-1270), т. е. по прекращении направленной вовне агрессии христианской идеологии. Но как только церковники-реакционеры сменили направление давления с внешнего объекта на внутренний, они сразу получили ответную реакцию от своих "верноподданных". А идеология европейского сатанизма, каким мы его знаем сегодня, или, по крайне мере, фундамент для этой идеологии, сложился именно во времена деятельности Инквизиции (здесь уместно вновь напомнить аргумент "завозного" характера сатанизма в православном мире, в т. ч. и в России). Таким образом, ко всему вышеизложенному можно добавить, что пока агрессия ислама будет направляться вовне, каких-то "шайтанинских" идеологий в исламском мире ожидать также не следует.
Несколько слов о суфизме, в котором уже века проявляется симпатия к падшему ангелу. Естественно, для "ортодоксального" мусульманства суфизм является "ересью": преследования и казни суфиев, упразднения суфийских орденов, сожжение суфийских книг - вовсе не редкое явление в истории Востока. Тем не менее, положение суфизма в теле исламской религии абсолютно не тождественно положению какой-нибудь "ереси" в христианстве: среди святых, почитать которых является долгом каждого мусульманина, было очень много суфиев, многие суфийские мистики-философы занимали видные посты в управлении исламских государств или просто были весьма уважаемыми людьми, многочисленные суфийские труды весьма почитались в "ортодоксальной" богословской среде, не говоря уже о знаменитой суфийской поэзии, посредством которой суфийская мысль стала известной и популярной во всех слоях населения. Короче говоря, при довольно сложном к себе отношении суфии всегда имели на востоке большое влияние. Поэтому естественно предположить, что положение в исламском обществе Иблиса, которого многие суфии вовсе не представляли каким-то сосредоточием зла, не будет равноценно положению Люцифера в христианстве. Человеческое существо устроено так озадачивающе, что оно может искренне забрасывать кого-то камнями - потому что так положено - и в другое время испытывать определённую долю симпатии и сочувствия к этому побиваемому.
Подытоживая всё выше сказанное, можно однозначно утверждать, что говорить о зарождении какого-то исламского "сатанизма", аналогичного христианскому - пустая трата времени. Культ же почитания Сатаны за его правоверные заслуги (выдвинем для полноты картины и такую гипотезу) также невозможен, как невозможно в исламе любое почитание любого создания, кроме Бога.