Мантры и колдовство
Убеждение в необходимости посредничества жреца для достижения
целей, которые могут быть реализованы лишь при содействии сверхъестественных
сил, восходит к древней магии. В Индии и в индуизме это нашло отражение в виде
магических приемов-тантр, которые сыграли важную роль в сложении особого вида
религиозной практики - тантризма, получившего распространение на северо-востоке
Индии, в ее пригималайских районах со сравнительно отсталым населением из
местных племен. На основе магических приемов-тантр в индуизме возникли
формулы-мантры, т. е. освященные заклинания. Мантрам приписывалась волшебная
сила, к помощи которой охотно прибегали склонные к суевериям индийцы.
Высокообразованные брахманы этой колдовской практикой не занимались. Но в
принципе она считалась вполне приемлемой в рамках индуизма, и деревенские
колдуны-знахари брали на себя связанные с ее отправлением функции.
Практика изречения мантр восходит к тем заклинаниям,
посредством которых еще ведические жрецы и их преемники, древние брахманы,
считали возможным общаться с богами. Священные слова типа «Ом» и целые словосочетания,
зачастую просто бессвязные формулы, в индуизме превратились в
заклинания-мантры, с помощью которых можно быстро достичь желаемого. Влияние
тантризма здесь несомненно. Как и тантристы, индуисты считают, что произнесение
мантры способно вызвать к жизни сверхъестественную энергию шакти. Правильно
произнесенное заклинание может позволить избавиться от болезни, гарантировать
успех в деле и т. п. Словом, мантра - это великая божественная сила, это
Брахмйн в форме звука.
Мантры используют многие индийцы. Пастухи, собирая овец и
стремясь защитить их от хищников, кричат: «Ом, намашивая, мари, мари!» (Ом,
поклонение Шиве, овцы, овцы!) Свои мантры имеют рыбаки, пожарные и т. п. Роль,
аналогичную мантрам, играют и многочисленные талисманы и амулеты (шнурки,
значки и т. п.), а также магические графемы-изображения, диаграммы. Все эти
предметы, как и мантры, составляют необходимый реквизит профессиональных
колдунов, к помощи которых охотно обращается в затруднительных случаях
(болезнь, несчастье, неудача в делах) индиец, особенно в деревне.
Колдун - это тот же жрец, но рангом ниже, проще, чаще всего
неграмотный. Его диаграммы и колдовские круги (янтры) с буквой «о» (т. е. «Ом»)
в центре - основа его мудрости. Однако апеллирует он к тем же индуистским
богам, предпочитая обычно наиболее мрачных из них, прежде всего богинь Дургу и
Кали. Авторитет колдуна несравним с престижем брахмана. Но когда ничто не
помогает - ни свои усилия, ни жертва в храме, ни совет брахмана, отчаявшийся
индиец идет к колдуну, уповая на его сверхъестественные возможности, на его
шакти.