Белорусский форум сатанистов

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Белорусский форум сатанистов » История » Римское право


Римское право

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Римское право - право Древнего Рима - наиболее развитая правовая
система древности, послужившая основой для современной континентальной
системы права.

Римские юристы различали публичное право (jus publicum) и частное право
(jus privatum). Первое относится «к положению римского государства»,
второе - «к выгоде отдельных лиц» (по определению юриста Доминиция
Ульпиана, 3 в. н.э.). Судьба той и другой отрасли Р.п. оказалась в
дальнейшем неодинаковой. Римское публичное право не пережило Римского
государства и не оказало большого влияния на государственные институты
более поздних народов. Можно говорить о преемственности лишь некоторых
общих принципов республиканского периода: постоянный парламент (каким
был римский Сенат), система сдержек и противовесов, выборность и
подотчетность должностных лиц перед народом, парламентом и судом,
участие народа в решении важнейших государственных дел. Наоборот,
римское частное право сыграло выдающуюся роль в развитии гражданского
права в средние века и в новое время. Римское частное право легло в
основу законодательства многих западноевропейских государств, которые
или прямо заимствовали римские правовые понятия и институты, или приняли
принципы римского права за образцы при разработке кодексов нового
времени (особенно в отношении права собственности и договорного права).
Выработанные римскими юристами понятия, отличавшиеся точностью
формулировок, чёткостью выводов, легли в основу научной разработки
современного гражданского права.

Содержание римского частного права (римского права в узком смысле)
далеко вышло за рамки отношений рабовладельческого общества и приобрело
универсальный характер, идеально удовлетворяющий условиям
высокоразвитого хозяйственного оборота. Развитие торговли привело к
установлению принципа формального равенства в области частного права
всех свободных лиц. Этот принцип явился результатом долгого развития.
Исходным положением римского права было то, что только римский гражданин
(civis rornanus) является вполне правоспособным лицом; всякий чужеземец,
т.е. не член римской общины, - враг и не пользуется защитой закона. В
древнейшую эпоху его можно было безнаказанно убить или обратить в
рабство. По мере развития довольно оживлённой торговли с другими
общинами и государствами такое бесправное положение чужеземцев
сохраниться не могло. Стали признаваться основные имущественные права и
за перегринами, т.е. чужеземцами, жившими на римской территории.
Применительно к этой части населения сложилась специальная система норм,
материалом для которой послужили отчасти нормы исконного римского права,
отчасти нормы, заимствованные из права других государств, с которыми
римские граждане имели деловые сношения (финикийского, египетского и
особенно греческого права). Эта система получила название «права
народов» (jus gentium). К «праву народов» римские юристы относили как
установление рабства, так и отпущение рабов на волю, поскольку они
знали, что и то, и другое не является собственно римским институтом, а
также и такие гражданские правоотношения как «разделение имуществ,
учреждение торговли, купли-продажи, найма, обязательства, за исключением
тех, которые были введены собственно римским правом» (Гермоген, первая
книга юридических отрывков). В результате этого и утвердился
прогрессивный для того времени принцип формального равенства всех
свободных людей. Под влиянием философии стоиков сложилась
философско-правовая концепция идеального естественного права (jus
naturale).

далее

Римское частное право характеризуется индивидуалистическим началом; в
нём доведён до логических пределов принцип наибольшей свободы
хозяйственного самоопределения.

Особенностью правообразования в древнем Риме было правовое регулирование
новых общественных отношений в основном не в порядке законодательства, а
путём научной работы юристов и деятельности римских магистратов по
разрешению споров между частными лицами (jurisdictio). Так постепенно
изменялось римское право без ломки его формы. Законодательные акты
республиканского Рима сводятся к памятнику древнейшей эпохи - двенадцати
таблиц законам и сравнительно ограниченному числу законов (legos) по
отдельным специальным вопросам. Только в императорскую эпоху
законодательная деятельность активизировалась. Основное богатство
римского частного права заключается в казуистике римских юристов,
занимавшихся конкретизацией основных положений права на почве обсуждения
и разрешения конкретных дел - казусов, что обеспечивало его жизненность.
Наряду с этим римское частное право являлось в основе правом судебным.
Судебные магистраты и в особенности преторы имели право издавать эдикты
- программу деятельности этих магистратов, объявляемую (с кафедры на
собрании) при вступлении в должность. Содержанием эдиктов были главным
образом те правила, которых предполагал, а позднее обязывался
придерживаться претор в течение своего должностного года. Опубликованные
эдикты пересматривались и дополнялись следующим претором. Со времен
Адриана существовали неизменные эдикты (edictum perpetuum). В
совокупности нормы преторских эдиктов образовали так называемое
преторское право.

Римские юристы пользовались вообще большим авторитетом и общественным
значением. Начиная с Августа, императоры стали предоставлять выдающимся
юристам право давать официальные консультации, причём их заключения
(responsa prudentium) получали обязательную силу. Из отдельных
выдающихся юристов Лабеон и Капитон (1 в. н.э.) положили начало двум
школам, или направлениям, юридической мысли Рима. Ближайшим учеником
Лабеона был Прокул, по имени которого эта школа получила название
прокулианской; учеником Капитона был Сабин, по имени которого эта,
вторая школа получила, название сабинианской. Среди прокулианцев
выделялись два Цельзя (отец и сын); среди сабинианцев - Сальвий Юлиан
Гай (получивший большую известность своим учебником римского права -
Институциями, дошедшими до нас). Во 2 в. виднейшим юристом являлся
Помпоний. Но самыми выдающимися юристами в конце 2 - начале 3 вв.
являлись Папиниан, Павел, Ульпиан. Последним классическим римским
юристом был Модестин (первая половина 3 в.).

Всеобъемлющая систематизация римского частного права была произведена
уже после падения Римской империи. При византийском императоре Юстиниане
1 была проведена в 528-34 гг. кодификация Р. п., составившая 3 сборника,
которым была придана сила закона: Институции, Дигесты и Кодекс - сборник
императорских законов. Впоследствии (около 565 г.) к этим сборникам был
присоединён четвёртый сборник - Новеллы. Лишь в 12 в. эти отдельные
сборники юстиниановой кодификации были окончательно объединены под
названием Свода гражданского права (Corpus juris civilis) (см. Свод
Юстиниана).

Институт права частной собственности, собственно, впервые разработанный
римскими юристами, получил в древнем Риме большое развитие. Определение
права собственности как наиболее абсолютного права пользоваться и
распоряжаться вещами с теми лишь ограничениями, которые установлены
договором и правом, было заимственно впоследствии большинством
гражданско-правовых кодификаций. Особой формой ограничения права
собственности по римскому праву являлся сервитут, то есть «право на
чужую вещь». Римская регламентация права собственности (в отличие от
регламентации собственности в феодальном и современном праве)
характеризуется тем, что существенных различий между правом
собственности на движимое и недвижимое имущество в Риме не проводилось.

Право частной собственности находило в Риме своё завершение в
наследственном праве. Римское право знало наследование по завещанию и по
закону. Ульпиан определял завещание как правомерное выражение воли,
сделанное торжественно для того, чтобы оно действовало после нашей
смерти. Римское право проводило принцип свободы завещательных
распоряжений. Однако свобода завещаний не была неограниченной: некоторых
близких родственников завещатель не мог, без особых для того оснований,
лишить наследства. Наследование по закону в древнейшем праве, нашедшем
отображение в законах двенадцати таблиц, было построено на началах
агнатского родства (agnatio), то есть родства, основанного на подчинении
известного круга лиц общей власти домовладыки (paterfamilias). По мере
развития хозяйственной и общественной жизни власть домовладыки стала
ослабевать, а агнатское родство уступать место кровному - когнатскому
родству (cognatio). Преимущественные права на наследство кровных
родственников, когнатов, были признаны (хотя и не в полной мере)
преторским эдиктом; окончательно принцип кровного родства победил лишь в
Юстиниановом законодательстве.

Наряду с правом собственности очень подробную и технически развитую
регламентацию получило в римском праве обязательственное право, особенно
- договор (contractus). В римском праве установлены определённые
замкнутые категории договоров, причём из каждого договора вытекают
специальные, носящие особые названия иски (actiones). Исторически первую
группу составляли вербальные (словесные) контракты, затем появились
литтеральные (письменные) договоры, еще позднее произошло выделение (уже
не по формальному, а по сущностному признаку) реальных и консенсуальных
контрактов. Глубокую теоретическую проработку получили вопросы о
предмете и содержании обязательства, пороках соглашения, перемене лиц в
обязательстве, средствах обеспечения обязательства. Римское учение о
договоре во многом сохраняет значение для современного гражданского
права.

В римском праве также сложились и были развиты такие важнейшие правовые
институты и понятия как правоспособность, юридическое лицо, давность,
гражданство и т.д.

Значение римского уголовного права не столь велико по сравнению с
частным правом. Заслугой римских юристов является провозглашение
принципа «нет преступления, проступка, нет наказания и взыскания без
закона» (nullum crimen, nullum poena sine lege). Однако в законе не
всегда указывалось, какое наказание может быть назначено за
преступление; этот вопрос нередко решался по усмотрению должностных лиц,
позднее его решение зачастую зависело от императора.

Никакой кодификации римского уголовного права не существовало. Оно
складывалось из массы законов, включая Законы двенадцати таблиц, из
постановлений народных собраний и сената. Значительное число уголовных
законов было издано по инициативе (приказу) диктаторов и императоров.

Наибольшее внимание римский законодатель уделял преступлениям против
государства (государственная измена, «оскорбление величия римского
народа») и порядка управления (взяточничество, присвоение казенных
денег, хищение государственного имущества и т. п.). Виновные в этих
преступлениях наказывались по преимуществу смертной казнью, ссылкой и
пр. Сами наказания носили сословный характер: за одно и то же
преступление, например, намеренное повреждение межи, рабов ссылали на
верную смерть в рудники, члены низших сословий приговаривались к
каторжным работам, нобили и всадники отделывались штрафом или ссылкой. В
случаях осуждения к смертной казни знатных и солдат казнили мечом,
незнатным угрожало сожжение, закапывание живыми в землю, разрывание
телегами и пр. Рабов распинали на крестах.

В теории римские юристы хорошо различали умышленное и неосторожное
преступление, подстрекательство, соучастие и пр. Неосторожное убийство
как и неосторожный поджог влекли по общему правилу меньшее наказание,
меньшую ответственность по сравнению с теми же действиями, совершенными
по злому умыслу.

Древнейшей формой римского судебного процесса по частным искам был т.н.
легисакционный процесс (от legis aсtiones - иски, основанные на законе).
Он состоял из двух стадий: первая называлась in jure, вторая - in
judicis. Первая стадия была строго формальной, вторая - характеризуется
свободной процедурой. Для судебного действия безусловно требовалось
личное присутствие истца и ответчика, любое препятствие к таковому не
только прекращало ход разбирательства, но вообще исключало продолжение
разбора дела. В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный
день на Форум (площадь в Риме) к магистрату, каким для данных случаев
сделался со временем претор. Здесь, после произнесения клятв, выраженных
в точно определенных для каждого данного случая словах, претор, если
никто не сбивался в произнесении должной, строго определенной формулы,
назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму денег,
которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести (в храм) в
виде т.н. залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога. Для
второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов,
утвержденных сенатом), самый день суда и обязывал тяжущихся подчиниться
судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса
завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей,
рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил
решение. Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации
древнейшее право Рима не знало.

С течением времени легисакциониый процесс вытесняется простым
(бесформальным) формулярным процессом, в котором решающая роль
принадлежит претору. Смысл формулярного процесса заключался в том, что
юридический предмет спора формулировала не сторона, заявлявшая исковое
требование, а претор. Истец и ответчик излагали дело перед магистратом в
любых выражениях, принимая во внимание прежде всего свой действительный
интерес и обстоятельства реальные, а не то, что предполагалось по
аналогичному случаю требованиями древнего права, как то было ранее.
Претор уяснял юридическую сущность спора и излагал ее в специальной
записке, адресованной судье (т.н. formula). Предписания формулы были
основаны не на законе, а фактически на правотворческих полномочиях
претора. Формула поступала к судье, который вел судопроизводство, как и
прежде, в свободной манере.

Уголовные дела рассматривались в магистратно-комициальный процессе,
который велся высшим магистратом с участием народного собрания в
качестве обязательной апелляционной инстанции. В правовом отношении
судебное решение, принятое в ходе такого разбирательства, опиралось на
верховные публично-правовые полномочия римского народа. В этой форме
велись дела по наиболее важным преступлениям, совершенным римскими
гражданами, в особенности тем, которые предполагали в качестве наказания
смертную казнь. Магистратно-комициальный процесс предполагал несколько
обязательных стадий: приглашение к суду, выяснение обстоятельств
содеянного, приговор магистрата, обращение к общинному суду за
утверждением приговора, решение народного собрания; все стадии проходили
в точно регламентированных формальных процедурах. Позднее апелляцию к
народу заменило право обжалования магистратского (судейского) приговора
монарху как главе государства

Другой формой уголовного процесса был магистратский публичный процесс,
который велся единолично уполномоченным должностным лицом (курульным
магистратом) в случае специальных обвинений против особых категорий лиц.
В этой форме велись дела по воинским преступлениям; рассматривались
обвинения против женщин-римлянок (если это не находилось в пределах
административно-полицейских полномочий эдила), против неримских граждан;
рабов, а также (в период феодализации) сословно неполноправных лиц. При
рассмотрении дел единолично магистратом допускалась только самозащита
обвиняемого, порядок разбора дела не регулировался никакими формальными
процедурами.

В императорский период народные собрания, бывшие со времен Ромула
главной судебной инстанцией по делам о тяжких преступлениях, лишаются
этого своего права. Другая перемена состояла в том, что место
коллегиальных судов периода республики - децемвиров (десяти) и
центумвиров (сотни) заняли единоличные судьи, назначаемые и смещаемые
императорской администрацией. Таким образом, судебной компетенцией в
уголовных и гражданских делах стали обладать чиновники, принадлежащие к
административным органам империи. Суд и администрация сделались
неотделимыми. Помимо этого римский суд времен империи стал строго
сословным. Лица, принадлежащие к высшим, привилегированным сословиям
империи, судились самим императором. Чиновник имел привилегию судиться в
суде его собственного начальника. Разделения на предварительное и
судебное следствие не существовало. Судья сам производил дознание, сам
выступал обвинителем и сам же выносил приговор. Наиболее
распространенным средством установления истины стала пытка. Вместо
открытого, публичного рассмотрения судебных дел, как то было во время
республики, установилась строгая тайна судопроизводства.

0

2

Owner написал(а):

Римское право - право Древнего Рима - наиболее развитая правовая
система древности, послужившая основой для современной континентальной
системы права.

блин... даже не представляете, в каком изврашённом варианте сейчас Римское Право преподаётся!

Owner написал(а):

Под влиянием философии стоиков сложилась
философско-правовая концепция идеального естественного права (jus
naturale).

ГДЕ????? В украине или в Беларуси????? :longtongue:

0

3

Ну я вообще то по профессии не правовед,это ты вращаещься в тех сферах.Объясни,что изменилось с древнеримских времен.

0


Вы здесь » Белорусский форум сатанистов » История » Римское право