I.Вавилонское царство до Хаммурапи
Хаммурапи - царь Вавилонии, знаменитый политик и полководец XVIIIв. до
н.э. Сохранившиеся законы Хаммурапи – ценный памятник древне – восточного
права, отразивший характерные черты рабовладельческого права.1
Среди городов Древнего Востока Вавилон был самым почитаемым. Само
название города – Баб–Илу (“Ворота Бога”) – говорило о его святости, об
особом покровительстве богов, его храмы и жрецы получали богатые дары от
соседних царей. Вавилон располагался в очень удобном месте, где сближаются
реки Тигр и Евфрат и от главного русла Евфрата начинают отделяться
многочисленные протоки. Положение Вавилона было очень благоприятным для
занятия торговлей. Захват Междуречья кочевниками – амореями (около 2000 г.
до н.э.) нарушил сложившиеся связи, дороги стали опасными, каналы мелели и
зарастали. На лишенных полива полях кочевники пасли овец.
Но запустение было не долговременным. Крупные царские хозяйства
распались. Крестьяне работали теперь на небольших клочках земли, которые
были их собственностью. Никто не гнал сельских жителей теперь на полевые
работы, не отбирал урожай в царские амбары и не вел долговых записей на
глиняных табличках. Хозяева решали сами выращивать ли им ячмень или
финиковые пальмы, сами распоряжались урожаем. С приходом кочевников –
амореев в Междуречье стало больше коров и овец. Государство не подавляло
активность крестьян и ремесленников и не отбирало основную часть
произведенных ими продуктов или изделии. Возникают множество рынков, на
которых можно было продать или купить рыбу, финики, зерно, ткани и другие
товары, нанять умелого работника. Появившиеся излишки продуктов и изделии
скупают и продают за пределами страны богатые торговцы – тамкары. Обратно
они провозят в основном рабов, так как в Междуречье стало не хватать
рабочей силы. К 1800 году до н.э. Междуречье оправилось от последствий
разорения и превратилось в цветущий, заботливо ухоженный сад. Новые способы
ведения хозяйства способствовали укреплению Вавилона, в то время как
соседние города с трудом приспосабливались к хозяйственной независимости
ремесленников и крестьян.
Первые правители небольшого Вавилонского царства вели осторожную
политику и заключали союзы с сильными соседними государствами, стараясь
выбрать наиболее выгодного партнера. Таким образом первые пять вавилонских
царей смогли значительно расширить свои владения, но вровень со своими
союзниками Вавилон пока не встал.
II. Шестой царь Вавилона – Хаммурапи
Положение меняется при шестом царе Вавилона – Хаммурапи, одном из
величайших политиков древности. Он правил Вавилоном с 1792 по 1750 г. до
н.э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении
Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по тогдашним
меркам государства, включавшего в себя основную часть Междуречья.
Продуманная система политических союзов помогла ему разгромить противников;
причем нередко – чужими руками. В конце концов, Вавилонский царь
расправился со своим главным союзником, царем северного государства Мари,
которого звали Зимри – Лим 1.
После объединения страны Хаммурапи пришлось решать очень сложные задачи.
С одной стороны, власть царя должна быть сильной, чтобы его владения не
распались опять на отдельные области. С другой стороны, Хаммурапи не мог
отбирать у крестьян землю, вновь создавать крупные царские хозяйства,
собирать ремесленников в царские мастерские. Такие действия привели бы к
быстрому упадку страны, так как люди успели привыкнуть к самостоятельности,
относительной свободе, доходам от рыночной торговли. Мудрый Хаммурапи нашел
приемы, позволяющие царю управлять деятельностью подданных. Он лично вникал
во все мельчайшие дела своего обширного государства. Прокладка
оросительного канала, насаждение плодового сада – ничто не ускользало от
его внимания2.
С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли,
происходил упадок общины, общинные земли свободно продавались. Хаммурапи
создавал царские поместья, не отбирая землю у крестьян, а использовал
выделяемые ему общинные земли. На эти земли Хаммурапи посылал своих воинов
и так называемых «мушкену». Мушкену считались приближенными царя и получали
от него землю, скот и зерно, необходимые для ведения хозяйства. Так царь
мог влиять на жизнь сельских общин через верных ему и зависимых от него
людей.
Начиная с правления Хаммурапи Вавилон около 1200 лет был культурным и
научным центром Передней Азией. Многие достижения древних вавилонян вошли в
современный быт: вслед за вавилонскими жрецами мы делим год на 12 месяцев,
час – на минуты и секунды, а круг - на 360 градусов. Благодаря
трудолюбивым вавилонским писцам мы знаем содержание шумерских преданий,
которые умело приспособлены к современности.
III. “Кодекс Хаммурапи”
Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления
царя Хаммурапи, до нас не дошла. Хаммурапи стал автором самого известного
на Древнем Востоке сборника законов, названного историками “Кодексом
Хаммурапи”. Из этих законов и стало известно о жизни Вавилонии и о том, как
Хаммурапи управлял страной.
В 1901 году французские археологи обнаружили во время раскопок в
Сузах, столице древнего Элама, большой черный базальтовый столб с
изображением царя Хаммурапи и текстом его законов, написанных клинописью.
Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который
помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего
перед богом Солнца Шамашем–покровителем суда. Текст законов состоит из трех
частей:
. введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство
для того, “чтобы сильный не притеснял слабого”1, перечисляет благодеяния,
которые были им оказаны городам своего государства;
. 282 статьи законов;
. обширное заключение.
Для составления сборника законов источниками послужили обычное право,
шумерские судебники и новое законодательство.
IV.Земельная собственность в Вавилоне
В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:
. царские;
. храмовые;
. общинные;
. частные.
При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего
уровня развития. Царским и храмовым хозяйством управлял царь. С развитием
частной собственности на землю происходил упадок общины. Земли могли
свободно продаваться и сдаваться в аренду, передаваться по наследству.
Каких–либо ограничений со стороны общин на подобные сделки не
существовало. Большую роль в земельных отношениях того времени играет
аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных
аренде поля, сада, еще не освоенной земли.
Земельные наделы воинов и имущество солдат подчинялись особому
правовому режиму.
V. Договоры по Законам Хаммурапи
В Законах Хаммурапи упоминаются следующие договоры1:
. аренды;
. имущественного найма;
. личного найма;
. займа;
. купли – продажи;
. хранения;
. товарищества;
. мены;
. поручения.
В ряде статей упоминаются различные виды имущественного найма:
помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов, устанавливается
плата за них, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого
имущества.
При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных
рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами устанавливался порядок
оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Царь
занимался и крестьянскими долгами. Раньше крестьяне платили налоги в
основном зерном, маслом, шерстью. Хаммурапи начал взимать налоги
серебром. Но не все крестьяне продавали продукты на рынках. Многим
приходилось брать серебро в долг у торговцев – тамкаров (ростовщиков) за
дополнительную плату. Тем, кто был не в состоянии расплатиться с
долгами, приходилось отдавать в рабство кого – нибудь из родственников.
Хаммурапи несколько раз отменял все накопившиеся в стране долги, но
справиться с проблемой долгов ему так и не удалось, так как среди
тамкаров были не только торговцы, но и сборщики налогов, и хранители
царской казны. Своими законами Хаммурапи стремился оградить должника от
кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали
следующие положения:
. ограничения максимального срока отработки долга тремя годами;
. ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;
. ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного
обращения с ним.
Договор купли–продажи был очень распространен ввиду существования
частной собственности на движимое и недвижимое имущество; продажа ценных
предметов осуществлялась в письменной форме при свидетелях; продавцом мог
быть только собственник вещи.
VI.Семейно – брачные отношения по Законам Хаммурапи
Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и
отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.
Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой
правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на
принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать имущество
после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за
неверность, определяемую в законе как прелюбодеяние, она подвергалась
суровому наказанию. Но мужу разрешалось иметь побочную жену, если законная
жена его была бесплодна.
Будучи главой семьи, отец имел сильную власть над детьми:он мог
продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать
язык за злословие на родителей.
Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным
способом наследования является наследование по закону. Наследниками
являлись не только родные и усыновленные дети и внуки, но и дети от рабыни
– наложницы, если отец признавал их своими. Причем отец не имел права
лишить наследства сына, не совершившего преступления.
VII.Законы Хаммурапи о преступлении и наказании
Общего понятия преступления и перечня всех деяний, признаваемых
преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации выделяются
три вида преступлений:
. против личности;
. имущественные;
. против семьи
К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство, а
об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются
различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости.
Отдельно отмечается причинение побоев.
Имущественными преступлениями называют кражу скота, рабов. Отличными от
кражи преступлениями считаются грабеж и укрывательство рабов.
Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние
(неверность жены и только жены) и кровосмешение. Преступными считались
действия, подрывающие отцовскую власть.
Целью наказания по законам Хаммурапи являлось возмездие, что определяло
виды наказаний:
. смертная казнь (сожжение, утопление, посажение на кол);
. членовредительские наказания (отрубание руки, отрезание пальцев, языка и
т.п.);
. штрафы;
. изгнание.
При определении наказания руководствовались “принципом талиона” – “мера
за меру”, когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему.
Талион применялся в большинстве случаев правонарушений: преступивший закон
возмещал тот самый ущерб, который он нанёс или только собирался нанести
потерпевшему (при лжесвидетельстве и ложном доносе, когда ему полагалось
понести то наказание, которое грозило бы несправедливо обвинённому).
Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь,
членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость
украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили.
Наказаниями за преступления, подрывающие основу семьи, также были
смертная казнь (за прелюбодеяние), членовредительство (например, отрубление
руки сыну, ударившему отца).
VIII. Судебный процесс по Законам Хаммурапи
Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось
одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Историки считают, что
суды проводились как в царском дворце, куда приводили пойманных
преступников, так и в храмах перед изображениями богов. В ведении любого
суда находилось рассмотрение широкого спектра дел - в области гражданского,
уголовного, семейного (в том числе о наследстве, усыновлении, разрешении в
некоторых случаях повторного брака) права. Инициатива в возбуждении того
или иного дела всегда исходила только от одной из заинтересованных сторон,
которая должна была выступить в суде с обвинением или претензией. Судебный
процесс носил состязательный характер, причём бремя доказывания целиком
лежало именно на заинтересованных сторонах, участниках процесса -
обвинителе или истце и обвиняемом или ответчике, а также на их свидетелях.
Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, ордалии
(испытание водой). При рассмотрении многих исков было обязательно наличие
свидетелей (в делах, касающихся уплаты и получения денег) или документа с
печатью, подтверждающего совершение определённых операций и сделок или
определённые отношения (при передаче каких-либо ценностей для продажи была
обязательна своеобразная «расписка» с печатью о получении денег; при
заключении брака обязателен был письменный договор, иначе брак считался
недействительным); при дарении имущества, в том числе между родственниками;
при гарантиях мужа жене, что она не может быть отдана в заложники за его
долги; о назначении приданого дочерям и «вдовьей доли» жене; о передаче
скота пастуху). В некоторых случаях требовалось наличие и свидетелей, и
документа с печатью (при сдаче на хранение денег или имущества). Если истец
не мог представить суду этих доказательств, то его претензии судом не
принимались. Особый вид доказательств составляли обращения к «божьему
суду». Речь идёт о клятвах перед богами и ордалиях, состоявших в том, что
обвиняемый бросался (или его бросали) в реку, и считалось, что его судьба
зависит от воли бога реки: если он был невиновен, то всплывал, а если
виновен - тонул (то есть бог реки «забирал» его). Клятвы перед богами
приносились по множеству поводов: это обязан был сделать обвинитель,
свидетели, заявитель о пропаже или краже имущества и об имевшей место сдаче
его на хранение, а также об уплаченной за товар сумме. В ряде случаев
обвиняемым в уголовном преступлении или ответчикам по гражданским искам
было достаточно принести клятву богам, чтобы считаться невиновными и быть
свободными от ответственности: при неумышленной потере или случайной гибели
чужого имущества, доверенного ответчику, а также о сбривании по неведению
рабского знака у чужого раба; обвинённая мужем, но не уличённая в измене
жена также должна была поклясться в своей невиновности, и была признаваема
таковой; это же относилось к человеку, обвинённому в непреднамеренном
убийстве или нанесении раны в драке. Вполне серьёзно предполагалось, что
боги неминуемо поразят смертью клянущегося ложно; поэтому принесение такой
клятвы считалось в ряде случаев достаточным доказательством для оправдания
и подтверждения правоты, а отказ принести клятву - доказательством
справедливости обвинения. Описанная выше водная ордалия считалась
необходимой в нескольких случаях: при обвинении в чародействе, при
обвинении женщины третьим лицом в измене мужу, если она не была уличена в
этом. В этих случаях также отказ от ордалии считался равносильным признанию
вины.
Судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья
не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права
возвращения к ней.
Однако, речь идёт не о том, что дело в принципе не подлежало
пересмотру, а только о том, что этого не имел права делать тот же самый
судья и суд, которые выносили первоначальное решение и, следовательно, для
пересмотра дело должно было направляться в вышестоящую инстанцию -
вероятно, прямо к царю. Хотя в тексте Законов Хаммурапи нет прямого
упоминания того, что царь являлся кассационной или апелляционной
инстанцией, в одной из статей (129) 1проскальзывает намёк на традиционное
царское право помилования (если муж пощадит свою прелюбодейку-жену, то царь
автоматически дарует помилование любовнику); кроме того, трудно
сомневаться, что царь при желании мог казнить, кого хотел.
Естественно, следует учитывать, что Законы Хаммурапи (как и вообще
любые законы) рисуют идеализированную картину, так как реальные
общественные отношения отражены в них лишь в преломлении через правовые
взгляды того времени. Кроме того, эта картина неполная, потому что писаные
законы были рассчитаны, очевидно, только на царские суды и они вовсе не
представляют свода всего действовавшего права. Тем не менее Законы
Хаммурапи, являясь плодом огромной работы по сбору, обобщению и
систематизации правовых норм древней Месопотамии, дают достаточно
адекватное представление о системе действовавшего тогда судопроизводства.
IX. Заключение
Самым почитаемым богом Вавилона был Мардук. Хаммурапи в введении к
своим законам говорит:”…Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить
людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и
справедливость и улучшил положение людей”. Царь таким образом пытается
примирить интересы разных людей – тамкаров, мушкену, воинов, простых
общинников, опираясь на волю верховного божества. Мардук, по словам
Хаммурапи, не просто награждает покорных и наказывает ослушников – бог дает
людям свод правил, устанавливающих справедливость в их взаимоотношениях
друг с другом. Но – через царя!..
Хаммурапи так и не удалось создать крепкое государство. Уже при
правлении его сына, Самсуилуны1, Вавилония потерпела ряд тяжелых поражений
от своих соседей, и ее владения сократились.
Но Хаммурапи все же добился большего, чем его предшественники или цари
соседних стран. Он первым из правителей древности соразмерил с силой царя
силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни.
Наконец, Хаммурапи предложил народу образ бога, устанавливающего согласие
между людьми.