В этом разделе я постараюсь отразить явную связь между европейским "волшебным народом" и некоторыми из гуманоидных рас, упомянутых в ведической литературе. Одним из ключей к пониманию этой связи является тот факт, что феи традиционно связывались с урожаями зерна. Так, Роберт Рикард отметил: "На протяжении всей истории индоевропейской культуры феям отдавалась десятая часть молока и урожая зерна, за который они отвечали".40 Не удивительно, что епископ Агобард в истории о сильфах Франции IX века упоминает о родственной идее:
Мы видели и слышали множество людей, скатившихся до такой глупости и опустившихся до таких глубин безумства, как вера в существование некоей страны, которую они называют Магонией, откуда корабли приплывают в облаках, чтобы вернуться обратно с теми плодами земли, что сбиты градом и бурями; в моряков, платящих мзду заклинателям грозы и получающих взамен зерно и другие продукты.41
Вернувшись в Индию, мы обнаружим, что с урожаем зерна связана раса существ, называемых {нагами}. Их не надо путать с племенами современного Нагаленда. О {нагах} говорится, что это нечеловеческая раса, ведущая свой род от небесного мудреца Кашьяпы и его жены Кадру. По описаниям они иногда пребывают в змеевидной форме, а иногда их облик похож на человеческий. Очевидно, они обладают способностью принимать или создавать различные формы. {Наги} также обладают такими стандартными мистическими силами, как способность проникать сквозь твердую материю, возможность появляться и исчезать. Они живут под землей или под водой, их можно соотнести с драконами китайской традиции.
{"Раджа-тарангини"} Калханы представляет собой написанную около XI века историю Кашмира. В ней есть следующий рассказ о {нагах}. События происходят в чудесном кашмирском городе, построенном царем по имени Нара или Кимнара:
В одном из прохладных прудов в главном парке города жил {наг} Сушравас и две его прекрасные дочери. Однажды в близлежащей роще отдыхал бедный брахман Вишакха. Когда он собрался освежиться, из ручья вышли две прекрасные девушки, и, не обращая на него внимания, стали жадно есть стручки растущей там в изобилии травы {каччхагуччха}. Собрав свое мужество, брахман спросил их о причине их бедности. Он узнал, что они были дочерьми {нага} Сушраваса; хотя им и полагалась доля богатого урожая, выращенного вокруг Кимнарапура, они не могли прикоснуться к нему, пока сторож поля не отведает свежего зерна. Но к несчастью, он приял обет не есть ни зернышка из нового урожая, вот они и попали в такое тяжелое положение.
Юноша-брахман очень опечалился. Однажды он украдкой взял немного зерна нового урожая и бросил в котел сторожа. Как только сторож попробовал эту пищу, Нага бурей с громом унес весь богатый урожай вокруг города. В благодарность Нага отдал брахману в жены одну из дочерей.
Некоторое время счастливая пара мирно жила в городе, но о красоте жены брахмана узнал царь Нара и, послав своих слуг, попытался увести ее силой. Когда он пытался сделать это, Вишакха с женой, спасая свои жизни, побежали и прыгнули в пруд {нага} Сушраваса. {Наг} пришел в ярость и с помощью бури разрушил Кимнарапур. Затем {наг} с дочерью и зятем создали для себя "озеро ослепительной белизны, напоминающее море молока", которое по сей день известно как Шешанага.42
В этой истории есть три черты, которые связывают ее с европейским сказочным фольклором. (1) {Наги} принимали участие в разделе урожая. (2) Человек мог жениться на {нагине}. (3) Люди могли жить с {нагами} в их мире. Так как брахман мог жить с женой-{нагиней} под водой, ясно что он они жили в параллельной реальности, связанной с озером, а не в воде озера. Интересно также, что {наги} могли вызывать бури, чтобы забрать урожай, а епископ Агобард говорил о заклинателях бурь, которые, очевидно, делали то же самое.НАГИ КАШМИРА
Идут споры о том, прилетают ли НЛО с других планет, или появляются из земных областей более высоких измерений. Согласно ведическим текстам, могут быть верны обе возможности. Некоторые человекоподобные существа живут на других планетах, посещая иногда землю на {виманах} или с помощью мистических сил. Другие похожие на них существа населяют те области Земли, которые недоступны большинству людей. Также некоторые группы существ в своей истории жили и на Земле, и на других планетах.
Под последнюю категорию попадают {наги}. Частично их земная история и связи с человечеством отражены в {Ниламат Пуране}. Эта посвященная истории Кашмира Пурана содержит указания Нилы - царя кашмирских {нагов}, сына небесного мудреца Кашьяпы. Она открывает интересную перспективу, знакомя с ведическим взглядом на человеческую и трансгуманоидную историю.
Сегодня Кашмир - долина, со всех сторон окруженная сплошными горами, за исключением единственного ущелья на юге, которое обеспечивает проход реке Джелуме. Согласно {Ниламат Пуране} когда-то этого ущелья не было, а долина Кашмира была заполнена озером Сатисара. Так его назвали в часть Сати, суприги Господа Шивы, которая любила иногда плавать в лодке по глади озера.
Как-то в озере появилось демоническое существо по имени Джалодбхава (Явившийся-из-воды) и стало регулярно совершать опустошительные набеги на окрестности. {Дэвы} попросили Госпда Вишну убить демона, и Он согласился. Его брат Балабхадра рассек с юга горы, окружавшие долину, и озеро вытекло. С вершин близлежащих гор {дэвы} видели, как Вишну напал на демона, лишенного преимущества пребывания в естественной для него среде.
После смерти Джалодбхавы мудрец Кашьяпа населил новообразованную долину {пишачьями} и потомками Муну (людьми). Прежние обитатели {наги} поселились в озерах и ручьях, а некоторые стали богинями новообразованных рек.
{Пишачи} были приспособлены к условиям царившего тогда там сильного холода. Из-за суровости климата люди первоначально могли жить в долине только летом. Однако, в конце-концов брахман Чандрадева с благословения Нилы Нага совершил ряд обрядов, которые освободили страну от сильного холода и от {пишачей}. Люди стали жить там круглогодично. Позже долину стали называть Кашмиром; название происходит от "Кашаф Мар" ("Дом Кашафа").43
Оказывается, что в плейстоценский период геологической истории долина Кашмира действительно была озером. Долину заполняют осадочные породы, которые многие геологи считают пресноводными озерными отложениями. Хотя некоторые геологи считают их речными, приведем следующее утверждение:
"Можно без колебаний заявить, что исследуемые отложения имеют пресноводное озерное происхождение и свидетельствуют, что климат был теплее".44
Геологические данные показывают, что со стороны Гималаев озеро продолжало существовать вплоть до позднего плейстоцена, когда озеро вытекло по образовавшемуся с южной стороны долины руслу реки Джелум. Радиоуглеродный метод показывает, что произошло это около 31000 лет назад.45
Согласно нынешним воззрениям это произошло до того, как в этом регионе впервые появились люди современного вида. Как же тогда объяснить наличие преданий об озере на месте Кашмирской долины? Одно из суждений таково: древние жители Кашмира пришли к выводу о том, что раньше тем было озеро, на основе геологических признаков. Однако разногласия между современными геологами показывает, что интерпретация таких признаков далека от очевидности. (Одно из свидетельств - микроскопические панцири остракодов, водных организмов, невидимых невооруженным глазом.) Таким образом, вполне возможно, что предание основано на реальном историческом наблюдении за спуском древнего озера.
Как бы там ни было, {Ниламат Пурана} возвращает нас в те времена, когда Кашмир населяли {дэвы, наги} и другие нечеловеческие разумные расы, наделенные сверхчеловеческими мистическими силами. Все эти существа были потомками таких небесных мудрецов, как Кашьяпа, а сами мудрецы - потомками Брахмы, первого сотворенного существа во вселенной. Похожим образом люди произошли от небесных существ, и в определенный момент главенствующий мудрец данного региона Кашьяпа заселил долину людьми.
Эта история похожа на кельтскую историю Ирландии. Там тоже земля когда-то находилась во владении мистически одаренных существ - потомков богини Даны. В некий исторический момент появляются люди, но изначальные обитатели остаются, живя в своих обителях высших измерений и разными путями взаимодействуя с своими воплощенными в грубые тела двоюродными братьями.
Единственное различие между кельтскими и ведическими повествованиями состоит в том, что последние более исчерпывающи и философичны. Они содержат детальные описания взаимоотношений иерархии существ во вселенной с трансцендентным Верховным Существом. Кельтские истории конечно фрагментарны, так как с приходом в Европу христианства основная часть учения кельтов была утеряна.