ФАЛЛОС (фаллус, фалл) (греч. phallos — оргастически-эрегированный пенис; phalos — шишка шлема; phalis — столб, колонна, эрегированный пенис; лат. fascinum — пучок, связка, фаллос, магический дух):
греческое название мужского полового органа, особенно художественным образом изготовленного из рог или древесины (прежде всего фигового дерева) как культового символа плодородия;
обожествление возбужденного (находящегося в состоянии эрекции) полового члена, как символа плодородия, космических, жизненных сил и сексуальной потенции. Иногда ещё различают почти что вертикально стоящий хорошо взошедший мужской половой орган — итифаллос.

В основе слова «фаллос» лежит индо-европейский корень bhel-, который облададает следующими значениями:
- нечто «нарастающее, надувшееся-раздувшееся, набухшее-разбухшее, выпуклое, возвышающееся, воздымающееся, недвусмысленно очерченное, напухшее-распухшее-припухшее»,
- нечто «сияющее, сиятельное, сверкающее, блистающее, переливающееся, пылающее, светящееся белым цветом, вероятно, от раскалённости до белого каления и кипения, а попутно — и всеми цветами радуги, вероятно, от непомерной радужности, переливчивости и цветастости»,
- нечто «благоденствующее, преуспевающее, разрастающееся, процветающее, пышно-буйно растущее»).

Некоторые считают, что дух Божий обретается в мужском половом члене

далее

Как подразумевали греки, фаллос — это не всякий мужской половой член, — а в полной мере расцветший и возделанный. И дело не в величине эрегированного пениса, а в его оргастической цельности, наиболее явно и ощутимо проявляющейся накануне и в начале зрелого и вызревшего оргазма. Возраст не является тут помехой, конечно, у взрослых фаллос представляется несколько более внушительным. Но дело не в размере, а во внутренней «магической» силе, которой дети, по причине своей естественной мультиоргастичности, нередко могут превосходить и взрослых. В «Жизнеописаниях богов» Фаллеста с Крита гора Олимп сравнивается с «мужским первоначалом, явленным смертным,» Кроноса (отца Зевса). В своём значении «преисполненности особой силой, готовности к чему-то большему и пылающей страсти» слово «фаллос» сродственно слову «оргазм». В русском языке слову «фаллос» соответствует слово «хуй», у которого прослеживается и звуковая, и смысловая близкость с корневой значущей частью слова bhel-. В Индии «фаллос» именуется «линга». В Китае фаллос аналогичен «нефритовому стержню», имеющим отношение не к зеленому, а к белому нефриту сливочного цвета. По сути, фаллос представляет собой неисчерпаемый источник жизненной энергии по той простой причине, что является ее проводником, а не аккумулятором.

Мужские фигуры с отчетливо выраженными эрегированными половыми органами встречаются на доисторических рельефах и среди пещерных рисунков, созданных людьми каменного века. Полагают, что такие изображения, наряду с изображениями женских половых органов, имели связь с магией плодородия. Культ фаллоса — самый древний на земле, первая религия человека. В первобытном племени культ фаллоса способствовал увеличению числа воинов у вождя, детей — у женщин и дичи — у охотников. Напоминающая фаллос колпакообразная шапка славянского бога богов Свентовита также говорит о близости этого божества к земледельческим культам. Одновременно он был связан с войной, где идея силы, которую выражал фаллос, стояла на первом месте. Не случайно одним из атрибутов Свентовита был меч, фаллическая символика которого очевидна. Меч выражал силу и волю, чем скрытно приближался к мистической трактовке мужского детородного органа. Распространенный в католическом искусстве мотив меча, пронзающего сердце Мадонны, символизировал ее страдания при виде мук Сына, но он же нес в себе зашифрованную сексуальную информацию.

С фаллосом были связаны мегалитические вертикально поставленные каменные столбы — менгиры, которые напоминали о несущем жизнь боге Осирисе, в мифологической трактовке образа которого фаллос занял важное место. Об этом органе напоминают древнегреческие обелиски (гермы). Скрытой фаллической иносказательностью наделены мусульманские минареты и башни готических христианских храмов. Все они способствовали перемещению космической или солнечной энергии на землю, чем обеспечивали плодородие и укрепляли воспроизводящую мощь растений, животных и людей.

Сексуальной или «образующей мир силой» был наделен солнечный луч, который в виде золотого дождя или принявшего его образ Зевса оплодотворил Данаю, и она родила Персея, будущего победителя смертельно опасной Медузы Горгоны. Молния, олицетворившая воспроизводящую силу Зевса, вошла в Семелу, давшую жизнь богу Дионису.

Ученик Зигмунда Фрейда швейцарский психолог Карл Юнг увидел в фаллосе символ религиозного проникновения в неизвестное в поисках духовного исцеления. Один из его пациентов будто бы увидел на солнце фаллос или за него принял луч света.

Солнце — это мистический символ Христа. Но Него половой орган открыт лишь на картинах, изображающих его в младенчестве. В христианстве возбужденный фаллос теряет ему присущую жизнеутверждающую символику и становится знаком греха и духовной гибели.

Мужские и женские половые органы воплощают созидающе-активный и рождающе-пассивный принципы Космоса или олицетворяющих его богов. Шумерская богиня Нинимму персонифицировала женские гениталии. Культ фаллоса как такового был широко распространен в Африке, Малой Азии, Европе, Центральной Америке, Индии и Японии. Ведущий бог индуистского пантеона Шива (создатель жизни) почитался в виде линги, а его супруга Шакти — в виде йони. Символом финикийского бога Ваала, который обозначал мужскую производительную силу, была колонна с усеченной вершиной. А у центрально- и североамериканских индейцев; по преданиям, мужчины, оснащенные масками и искусственными фаллосами, выходили на поля и там изображали символическое семяизвержение, чтобы добиться богатого урожая.

В греческой античности, особенно в Афинах, куда фаллос попал, вероятно, из Малой Азии, он был связан с богами Приапом, изображения которого отличались наличием фаллоса внушительных размеров (приапизм), и Дионисом. Во время больших публичных праздников в честь Диониса по улицам носили большие фаллосы; в конечном счете все напивались и отдавались своим сексуальным желаниям. Колонии были обязаны присылать в Афины огромные фаллосы в виде дани. На монетах, изображающих бога Приапа, часто можно видеть возбужденный пенис как символ. Приап считался не только защитником полей, полагали также, что его фаллос охраняет от дурного глаза. Поэтому увеличенные изображения фаллоса помещались на многих домах или амулетах. Фаллос, подобно магическому многозначному непристойному жесту, обозначал не только секс и плодородие, но также победу над противником, вызов и защиту от дурного глаза.

Плутарх писал о гермах незапамятных времён, фигурах с головой старика и эрегированным членом. Гермы имели чисто религиозное назначение: считалось, что они обладают способностью отвращать злые чары.

Заклятием, которого опасались в античности больше всего, был дурной глаз, жертвой которого может стать каждый, даже если его обладатель не питает дурных или враждебных намерений. Каждый, чьи глаза выглядели или были расположены необычным образом — особенно если это наводило на мысль о дурных замыслах, — считался способным оказывать пагубное воздействие на окружающих. Средства защиты от напасти нечистых, враждебных сил и дурного сглаза были в высшей степени многочисленными, и то, что их объединяет, — это предполагаемая способность отвращать нежелательный взгляд, отпугивая его или приводя в замешательство. Считалось, что самый действенный способ вызвать такое замешательство — это заставить обладателя дурного глаза взглянуть на изображения или слепки половых органов. Безусловно, самым мощным средством обладает живой член, а особенно фаллос человека и особенно в том состоянии, которое предшествует и преоборевает оргазм (эякуляцию), но поскольку в случае эякуляции обычный взрослый мужчина становился особенно уязвим, с этим не стоит шутить и играться, как себе могут позволить неполовозрелые дети. По этой же причине взрослые больше заботятся о прикрытии пениса мужчины, чем пениса маленького мальчика, который в случае гармоничной цельности уже сам по себе является мощнейшим хранителем и «амулетом». Идея с обнажением мужского полового органа или его имитатора заключалась не в том, чтобы «глаз немедленно отвернулся, устыдившись», но в том, что враждебный глаз будет заклят и зачарован видом непристойности, так что он будет видеть только срамное и на время окажется безвредным для всего остального. Этим объясняется, почему половые органы — предпочтительно мужские — рисовались или имитировались скульптурно повсюду, где особенно опасались действия дурного глаза. Таким образом, фаллос — иногда колоссальных размеров — можно было видеть почти везде: на домах и воротах, в общественных местах, на таких предметах повседневного пользования, как сосуды и светильники, на одежде и украшениях, на кольцах, застежках и т.п.; его носили за ручку и сам по себе; считалось, что его действие иногда усиливается, если он изготовлен в форме животного, с когтями и крыльями, или если к нему прикреплены колокольчики — звон металла рассматривался как действенное противоядие от колдовства и всевозможных демонических существ.

Моржовые пенисы ставят торчком в гробницы к шаманам, и по ним всегда можно определить, где могила колдуна, а где простого смертного. Целую кучу фаллических амулетов шаманы всегда носят на поясе. Вырезали их из дерева, кости или бивня мамонта местные мастера, а затем шаманы освящали особым ритуалом. Их формы слегка сплющены, но подробно изображены головка и даже завитки волос. Человек, который имеет столько крепких фаллосов да еще наделенных магической силой, прекрасно вооружен для борьбы с врагами или другими шаманами. В лунную ночь во время камлания шаман обнажает свои гениталии, выставляя их напоказ перед всем миром, да еще навешивает рядом кучу искусственных пенисов. Но если вдруг колдун, находясь в состоянии транса, почувствует, что силы противника превосходят его собственные, то с ним начинает происходить психологическая перестройка. Он замыкается в себе, перестает колдовать, постепенно превращается в женщину, носит платья, у него прекращает расти борода и становится писклявым голос. В конце концов он выходит замуж за другого мужчину, и никто из жителей поселка не удивляется и не считает их связь порочной. Такие гомосексуальные семьи даже заводят детей, которых рожает для них кто-нибудь из местных женщин. Бывает, что свой пол меняет и женщина-шаманка. Тогда для занятий сексом со своей женой она использует фаллоимитатор из нежнейшей кожи с ноги олененка. Со шкурки удаляют волоски, тщательно обрабатывают и набивают травой.

В Риме отдавали почести фаллическим божествам Тутуну и Мутуну, которые по своим функциям были близки к Приапу. На фреске из Помпеи он взвешивает свой громадный детородный член. Скульптурные изображения возбужденного Приапа ставили в парках и фруктовых садах. Они должны были покровительствовать разведению пчел, ловле рыбы и мастерству виноделия. Приапу была посвящена «Приапейя» — уникальное собрание латинских эпиграмм и стихотворений, часто предельно смелых в своих выражениях. Там говорится о фаллосе, налитом соком, полном преизбытка, и дрожащем от нетерпения. Утверждается также, что наслаждение от множества работающих членов пусть изнурительно, зато священно.

Амулеты в виде половых органов будто бы оберегали любовь, способствовали появлению потомства. Они давали чувство мужской полноценности и психологического комфорта их владельцу. Эти амулеты были самой различной величины и изготавливались из самых разных материалов; их носили открыто или тайно, по отдельности или в связке, так как даже тогда считали, что «большое складывается из малого». Люди были настолько уверены в их действенности, что одно обладание ими уже рассматривалось как достаточно эффективное средство. В римском Египте производили фаянсовые, покрытые голубой или зеленой глазурью фаллосы, или кукиши, которые должны были увеличивать половую силу мужчин. В мистериях, посвященных Дионису, участвовали фаллофоры, которые во время культовой процессии несли изображения фаллоса. Присутствующие на римском празднике Либера-Вакха, близкого Дионису, раскачивали сделанный из цветов фаллос и распевали шуточные песни. Подобные торжества не были забыты христианами. Сэр Уильям Гамильтон, британский посол при Неаполитанском королевском дворе, в 1780 году сообщил, что христианская община в Изернии справляла фаллические обряды в честь языческого бога Приапа, но под именем святого Козьмы.

Самое известное свидетельство в Великобритании о фаллическом культе — Сёрнский исполин — представляет собой фигуру мужчины высотою в 60 метров, высеченной в горах графства Дорсетшир. Считают, что этому изображению примерно две тысячи лет. Линии, обрисовывающие его тело, голову и конечности, имеют ширину не менее 60 сантиметров, длина каждого пальца — 2 метра, а дубина, которую держит человек, не менее 37 метров. Мужчина изображён с пенисом в состоянии эрекции, — это обстоятельство побудило женщину, жившую в доме по соседству, обратиться с жалобой в совет графства. Но существует ещё более грандиозное — хотя и менее афишируемое — изображение обнажённого мужчины, высеченное на склоне горы в деревне Уилмингтон графства Суссекс. Этот «высокий мужчина», оконтуренный белым кирпичом в 1874 году, а до того вырезанный в дёрне, имеет 69 метров в длину!

Многие мифы рассказывают, как из мужского детородного органа возник мир. Японские боги — Идзано-ги и Идзанами, стоя на «плавающем небесном мосте», то есть на радуге, проткнули копьем, в котором исследователи тайного смысла мифов увидели образ фаллоса, глубину того, что «напоминало плавающий мир и дрожало, как медуза». Из вытащенного копья-фаллоса упала капля-сперма и превратилась в первый остров. Древнегреческий бог Кронос отрезал серпом детородный член своего отца Урануса и бросил его в море. Из капель хлынувшей на Гею-Землю крови родились богини мщения Эринии, Гиганты и нимфы Мелиады. В другом мифе говорится, как из растворившейся в море крови образовалась пена и она породила богиню любви Афродиту.

На внешний вид одного и того же фаллоса влияет и характер освещения, и погода. При жаре яички будут полурасслабленно, а то и вообще расслабленно приопущены вниз.

От правильного (полноценного) функционирования возбужденного мужского полового органа богов и земных правителей зависела плодовитость земли (жизнь на земле). В шумерской поэме о союзе Инанны и Думузи есть такие, наполненные иносказательностью, строки: «При мощном его подъеме, при мощном его подъеме Побеги и бутоны воспряли. Чресла царя! При мощном его подъеме Лозы воспряли, злаки воспряли; Степь наполнилась зеленью, Как несущий отраду сад».
В романе Кретьена де Труа (ум. 1188) о Персевале ранение короля в половую область влечет за собой бесплодие страны. О здоровье половых органов должны были заботиться не люди, а Бог. Полагали, что их оберегают иконы. В итальянских церквах перед чудотворными изображениями развешивали по обету муляжи фаллосов, излеченных силой этих образов.

В обыденной речи и в сексологии слово «фаллос» зачастую употребляются как синоним полового члена (пениса), но на самом деле они обозначают совершенно разные вещи. Пенис — материальный анатомический предмет, которой висит и шевелится у мужчины между ногами и с помощью которого он мочится и ведет сексуальную жизнь. Фаллос не обладает материальным существованием, это лишь обобщенный символ маскулинности, включая сексуальное желание. Фаллос, который лишь по форме напоминает пенис, всегда должен быть большим, сильным, жестким, неутомимым (итифаллос). Фаллические культы, существовавшие у всех народов мира и занимающее важное место в мужском обыденном сознании, подразумевают не плодородие, любовь или похоть, а могущество и власть. Демонстрация эрегированного фаллоса и в животном мире — это знак силы, превосходства, доминирования, витальности и вирильности, знак господства над всем стадом, и значит над всеми самками. Недаром на древних наскальных рисунках мужчины более высокого ранга изображались с более длинными фаллосами.

Один из самых распространенных светских фаллических культов — культ Вождя, которому приписываются сверхъестественные качества и которому поклоняются рядовые члены группы.

Некоторые античные авторы (Апулей, Гиерокл, Синезий, Нонний) акцентируют отличие пениса от фаллоса. Поскольку «сыновья земли» хотят постоянного соединения с первичным женским началом, их половой член однозначно функционален: penis происходит от penetrabel (греч. лат.) — проникать, пронзать, слово взято из сельскохозяйственной области. Иное дело phallos-fascinos — принцип сугубо дионисийский — царь, страх, околдование, экстаз. Фаллос суть пролонгация сердца и слушает только сердце. Любое совершенство и любая гармония немыслимы без андрогинии, то есть без равнодействия двух основных природных начал. Автономия и возможность постоянной эрекции (итифаллический процесс) обусловлены пребыванием в «теле души» женского существа.

Фаллическая клятва

В древности был широко распространён следующий обычай: при произнесении клятвы держать руку на собственных гениталиях или на гениталиях другого человека. Переводчики библии намеренно использовали слова «стегно» (нижняя часть бедра) или «чресла» (верхняя часть бёдер) вместо того, что должно было бы называться словом «срамной уд». Таким образом, когда Авраам просит своего слугу поклясться ему, он говорит (Бытие, Гл. 24, стих 2): «…положи руку твою под стегно мое, И клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли…». В книге Бытия, Гл. 47, стих 29 есть и другой пример фаллической клятвы: «И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа, и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно мое, и клянись, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте…». Фаллическая клятва не ограничивается иудейско-христианской традицией. Схожий обычай существовал и у древних египтян: хорошо известно изображение Осириса, держащего свой половой член в момент произнесения клятвы.

Фаллимантия

Индусская система гаданий по форме, длине, толщине и других характерных особенностях полового члена (лингама). Некоторые сведения о ней можно найти в «Ананга-ранге». Здесь, между прочим, говорится: «Известно, что мужчина с очень длинным Лингамом останется беден. Мужчину с толстым Лингамом постигнет горе. Мужчина с тонким и худым Лингамом будет счастлив, а человек с коротким Лингамом вполне может стать царем».