В последние два десятилетия на планете происходит постоянный информационный взрыв.
Сознание современного человека в значительно большей степени, нежели раньше, испытывает информационно-психологические перегрузки. При этом можно выделить две основные особенности информационного взрыва:
• наплыв хаотической и разнородной информации, забивающей каналы восприятия и совершенно избыточной, не нужной человеку для то го. чтобы жить полноценной счастливой жизнью;
• целенаправленное воздействие средств массовой информации, умело манипулирующих восприятием и поведением большинства людей и стремящихся сделать коллективную психику человечества предельно послушной и управляемой.
Средства массовой информации, с одной стороны, многократно усиливают информационный взрыв и порождают хаос, а с другой стороны, канализируют разнородные элементы информации, объединяя их в направленный организованный поток, вылепливающий из обывателей послушное, легко поддающееся внушению стадо. Диктуя вкусы, идеи, стереотипы поведения, современные средства массовой информации чаще всего выполняют целенаправленный политический заказ тех сил, в руках которых они находятся. Вместе с тем они обладают некоей самостоятельностью и потому заслужили известное определение - "четвертая власть".
С эзотерической точки зрения появление электронных средств массовой информации означает вступление человечества в новую фазу эволюции, которая может быть названа информационной стадией (что вполне согласуется с термином "информационное общество", распространенным в западной социологии и означающим фазу развития, следующую за постиндустриальной стадией). Роль электронных средств массовой информации состоит в более тесном объединении сознаний миллионов и миллиардов людей и убыстрении всевозможных процессов и влияний, начиная с поветрий моды и кончая духовными идеалами. При этом радио и в особенности телевизор выступают не только в роли полезного информатора, приятного собеседника и компаньона для общения, но и в роли гигантского вампира, питающегося энергией человеческого внимания, эмоций, интеллекта и заинтересованности. Вся проходящая через электронные СМИ информация тщательно фильтруется и сепарируется с целью исключения из нее всего того, что может пробудить в человеке импульс самостоятельности мышления, устремление к подлинной духовности, понимание несправедливости и ложности тех ценностей, на которых покоится правящая система или режим.
Работа значительной части современных СМИ - это не просто выкачивание умственной и душевной энергии людей, но еще и навязывание более низкой энергии, нежели та, которую дает, например, такой способ получения информации, как чтение, поскольку он требует самостоятельного усилия. Для этого применяется целый арсенал изощренных и разнообразных средств, соединяющих древние магические техники внушения с современной психологической технологией, где известный "эффект двадцать пятого кадра" будет всего лишь начальным уровнем воздействия.
Английские психологи исследовали психическое состояние трех групп людей, которым дали возможность увидеть репортажи негативного, нейтрального и положительного характера. Все без исключения ученики "негативной" группы во время просмотра проявляли повышенное беспокойство, испытывали депрессию и страх. Когда ученые попросили перечислить волнующие проблемы, выяснилось, что негативных проблем у этой группы значительно больше, чем у остальных, несмотря на то, что для эксперимента подбирался однородный состав испытуемых. Такой эффект дал разовый эксперимент, а что можно сказать о постоянном информационном "облучении", которому подвергается все население земного шара?
Хорошо воспитанный взрослый человек, сохранивший разум и волю и не принявший установку на развлечение в качестве девиза жизни, не позволит телевизору манипулировать собственной психикой. Но что делать с детьми, целыми часами и сутками готовыми просиживать, вперившись в это чудовищное по своему разрушительному потенциалу создание? Достаточно одного сериала "Покемоны", чтобы ужаснуться, какую черную реальность готовит телевидение детям. Вот что пишут "Известия" об этом японском сериале известного режиссера Сатоши, обошедшем полмира и показанном у нас по ОРТ:
"Сатоши смотрел далеко и наращивал свою мощь. Его атомной бомбой стал мулътик «Покемон: фильм первый». ...В далекой-далекой лаборатории открыли секрет клонирования покемонов. Из чудика Мяу вышел чудик Мяуту (Мяу Второй) - очень злобный. Он решил покорить мир и наклонировал себе войско монстров. От человекообразных в картине - только мальчик Аилу, который хочет стать тренером. Его заманивают на остров, и там начинается бойня. Фильм поверг Японию в руины и был продан в Америку. Братья Уорнеры вложились в создание англоязычной версии и не просчитались: в первый же уик-энд заработали 31 миллион, за неделю - полсотни.
"Покемоны» стали феноменом. Но не искусства, а истерии. Увидевшие фильм «с мороза», без картишек в кармане, изумятся: анимационная дешевка. Юмором не пахнет, фантазией тоже. Сюжета нет - есть возня пауков в банке, надоедает на третьей минуте. Но дети смотрят. Возможно, авторы открыли секрет гипнотического воздействия серебряной ложки на ворону: пулеметная смена ярчайших кадров более отвечает сверхплотному детскому чувству времени. Но есть побочные эффекты: 700 японских детей были отправлены в больницу в припадке эпилепсии. Стробоскопическое мелькание исторгает у нестойких рвоту и прочее - приготовьте загодя горшки и тазики, чтобы не отмывать после искусства паркет. У детишек краснеют глаза и ощутимо портится характер.
В мире протесты. Говорят о компьютерном синдроме, когда «вторая реальность» в сознании замещает первую. С агрессией покемонов связали рост детского насилия: привыкнув, что монстры косят друг друга бескровно, детвора отстреливает однокашников в полной уверенности, что в запасе несколько жизней. «Папа, я хочу убивать!» •- признался семилетний покеманьяк отцу. В фонограмме, где искажены темпы и тембры, исследователи внутренних голосов отыскали тайные послания, воздействующие на подкорку. Пишут о тотальном истреблении культуры, разрушении моральных ценностей, мошной инъекции насилия, видят в фильме предтечу апокалипсиса. Другие возражают: и в шахматах ладья бьет пешку. Любая игра - драка.
У любой игры есть смысл. Волк в поединке с зайцем становится жертвой своих интриг: "не рой другому яму..." Рыцарь джедай разносит агрессора, спасая мирную родину. "Покемоны" - первый пример сказки с отключенным мозгом. Поэтому в их приходе многие авторы видят начало конца".
А вот что пишет о фильме мировая пресса:
"Мы видели, чувствовали, что в детское подсознание закрадывается что-то разрушительное. И ничего не сделали, чтобы предотвратить беду".
"Фильм знает свою аудиторию: анимация плоска и примитивна, фабула бессвязна, действие динамично и лишено объяснений, вопросы задавать бессмысленно, потому что нет ответов".
"Главный принцип «покеократии» - жадность. Ее лозунг: «Я хочу все!»".
"Маленькие монстры переписывают всю сложившуюся систему культуры во имя разрушительных рыночных интересов. Скоро можно будет сдать в утиль даже комиксы и видеоигры - грядет новый игровой рынок, предельно циничный и прагматичный, и в нем не останется места ни поэзии, ни воображению".
Я привел столь подробные цитаты не для того, чтобы сосредоточить внимание читателя на том, сколь опасен именно этот фильм, - об этом людей предупредят газеты, что, впрочем, несопоставимо по силе влияния с голубым экраном. Я хотел предупредить, что постепенно подавляющее большинство программ самых различных каналов пропитывается идеологией и вкусами, напоминающими "Покемоны". На экране царит бездушие, пошлость, люди особенно на клипах, все чаще выглядят как некие полувиртуальные маски и пустые оболочки, тени.
Исследования показывают, что одним из самых вредных влияний, оказываемых телевидением на хрупкий организм и психику ребенка, является не только электромагнитное излучение, идущее от экрана, но и сам характер видеоряда, непрерывное мелькание яркостных и цветовых пятен на экране, а также частая смена изображений (эффект "клиповости"). Исследователь воздействия телевизора на детский организм и психику А. В. Храмов пишет:
"Излучение, хотя оно и не превышает санитарных норм, имеет кумулятивный (накопительный) эффект и при неумеренных дозах сидения у телевизора оказывает негативное воздействие на иммунную систему, систему кроветворения. Мелькание яркостных и цветовых пятен оказывает вредное влияние на зрительный аппарат ребенка в целом (не только на глаза), на функционирование сердца и мозга, так как частоты мельканий (или правильнее сказать некоторые составляющие пространственно-временного спектра этих колебаний) могут совпадать с частотами энергетических колебаний сердца и частотами электрических колебаний, сопровождающих деятельность сердца и мозга человека. Особенно опасно, когда наступает резонанс этих колебаний.
Из сказанного следует вывод о необходимости ограничивать время, в течение которого ребенок сидит у телевизора, не разрешать ему смотреть передачи с частыми мельканиями световых и цветовых пятен. Кстати, этим грешат передачи типа видеомузыкальных клипов и реклама".
Излишне частый просмотр этих изображений формирует у детей "клиповость" и фрагментарность мышления, неспособность воспринимать мир как единое целое. Ученые утверждают, что детям до 12 лет вредно подолгу смотреть современные фильмы ужасов, боевики, триллеры, фильмы, новости натуралистического включения в мир, а также подробности аварий, катастроф, чрезвычайных происшествий. Данные психологии напоминают, что дети, регулярно смотревшие по телевизору сцены насилия, жестокости и ужасы, совершают преступления значительно чаще остальных детей.'
Что можно противопоставить этому мощнейшему телевизионному давлению на человеческое, особенно детское подсознание? На мой взгляд, чем позднее ребенок начнет смотреть телевидение, тем лучше будет для него. Переключайте его на другие цели, действия и занятия. Если же он немного повзрослел, его уже стало невозможно оторвать от длительного сидения перед голубым экраном с помощью банальных запретов, попробуйте увлечь его чем-то очень серьезным и если это удастся, чуть позднее объясните ему, что телеящик помешает добиться успехов в избранном занятии. Помните, что этот лозунг срабатывает только в тех случаях, когда такое занятие действительно у них возникло и заинтересовало их. Если Вы не найдете способ хотя бы до какой-то степени оторвать детей от телевизионного монстра, то что произойдет с их сознаниями в дальнейшем будущем, я просто не берусь предсказывать.
Все это не означает, что телевизор есть сплошное исчадие ада, который, как советуют некоторые радикально настроенные священники, следует всегда держать выключенным. Человек, отключивший себя от информации и не разбирающийся в современной политике, моде, вообще в глобальных процессах жизни, становится управляемым еще больше. Нужно суметь принять тот вызов. который СМИ бросают каждому человеку, считающему себя действительно духовным и самостоятельным. Для этого необходимо овладеть психотехникой правильного взаимодействия со средствами массовой информации.
ЗАЩИТА ОТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АГРЕССИИ
Я, конечно, не о Бахе, Моцарте или Шопене, чья музыка, как и музыка других классических авторов, не только воспитывает вкус и приносит эстетическое наслаждение, но и защищает человека и далее способна продлевать жизнь. Последние исследования американских ученых показали, что музыкальная классика, помимо эстетического воздействия, может выполнять целый ряд вполне прагматических функций. Если в супермаркетах фоном постоянно звучит Чайковский или Бетховен, то оттуда меньше воруют. Если беременные женщины предпочитают слушать классику, то у них рождаются более здоровые дети. Если в цветочных магазинах и в оранжереях звучат симфонические оркестры, то там лучше растут цветы. Потому предприимчивые американцы не боятся тратить деньги на оборудование супермаркетов и оранжерей музыкальными установками, откуда не услышишь навязчивых звуков попсы, нещадно бьющей по мозгам. Они не скупятся также и на насыщение всех загсов страны специальными музыкальными наборами компакт-дисков и кассет, которые (бесплатно!) получает каждая женщина, зарегистрировавшая брак. Слушайте классику, плодитесь и размножайтесь, чтобы и в стране и во всем мире было больше здоровых американцев.
Думаю я об этом со смешанным чувством грусти и раздражения, потому что в России наблюдаю обратный процесс - падение интереса к классике, массовая страсть к попсе (от того, что сегодня больше слушают национальные группы, а не зарубежные, попса не стала благозвучнее). Попса звучит отовсюду и притом столь громко, что от этого не спасут самые лучшие беруши.
Несколько лет назад я проводил свой отпуск в Крыму, на берегу моря, в одном известном городке (не буду называть его, чтобы меня не обвинили в заказной антирекламе). Все было бы неплохо, и ради солнца и моря можно было бы простить и сервис, так и не развившийся до вожделенного европейского уровня в условиях "самостийности", но я не смог перенести звуковой музыкально-попсовый удар, который обрушила на меня главная набережная городка (наш пансионат находился рядом с ней). Каждая захудалая забегаловка считала своим долгом на полную катушку включать самые громкие и глупые, отвратительные завывания. В результате разрозненное звучание музыки со всех углов сливалось в единый ужасающий шум. Самое удивительное, что руководство практически каждого кафе или забегаловки было настолько уверено, что музыкальный прессинг осчастливливает публику и лучше притягивает ее, что соглашались уменьшить звук лишь после сильнейшего давления с моей стороны. Под коней наполовину испорченного отпуска я сказал себе, что пока воздержусь от повторного посещения этого "чудесного уголка" до тех пор, пока руководители кафе не дозреют до того европейского уровня, на который они с "самостийным" упорством продолжают претендовать.
Однако было бы просто с помощью бегства решить проблему защиты от громкой музыки, которая по свидетельству самых разных исследований в больших количествах может приравниваться по степени вредности к действию легких наркотиков. Во-первых, от нее не всегда убежишь. Современная цивилизация беспардонно навязывает человеку эту музыку через телевизор, радио, соседей и улицу врываясь в его квартиру вместе с разрушительными ритмами. Во-вторых, дело не только в шуме и децибелах, а в самих ритмах ряда песен. Нередко бывает, что такие ритмы несут в себе магическую программу, причем понятно, какой окраской, оказывается, обладает эта магия.
Она заводит огромные массы молодых людей, собравшихся на дискотеках, побуждая их участвовать в танцах, во время которых они совершают одновременно хаотические и ритмические движения, ведущие к значительным выбросам энергии. В-третьих, вместе с музыкальными ритмическими звуками в сознание и подсознание людей проникает негативная информация сатанинского характера, закодированная в песнях многих групп. Известные исследования католического священника Режимбаля, расшифровавшего содержание ряда популярных песен, исполняемых известными ансамблями и певцами, показало, что нередко фразы и целые блоки фраз несут в себе демонический разрушительный смысл: обращение к силам зла, вызывание дьявола и темных сущностей, пожелание зла. Иногда подобные фразы бывают зашифрованы настолько тщательно, что они звучат, как если бы были записаны наоборот (это предвидел еще Кафка, показавший в своем рассказе "В исправительной колонии" подобное свойство). Однако подсознание человека обладает способностью расшифровать подобные сообщения и впитывать их деструктивную программу. В итоге человек может через некоторое время совершить абсолютно непредсказуемое действие вплоть до преступления.
Я совсем не против хорошей рок-музыки и сам в студенческие годы, можно сказать, вырос на слушании "Beatles", "Deep Purple", "Doors", "Pink Floyde" и других ярких групп. Потому для меня было большим сожалением узнать, что даже мои любимые "Битлы" в отдельных песнях поддались этой "чернушной" моде. Именно эпатажной моде на "чернуху", потому что у них, людей со здоровым восприятием мира, не было тяготения к сатанизму и тьме, чем были отмечены многие более поздние рок-группы.
Как же слушать популярную музыку, чтобы она не деформировала психику? Стоит ли вообще ее слушать, если она так вредна? Я считаю, что надо просто научиться это делать, если уж так нравится именно рок-музыка. Музыкальная информация, заключенная в рок-композициях и мелодиях - сильно действующее средство, которое чаще всего все-таки содержит в себе вредные элементы. Умение слушать такую музыку заключается в том, чтобы, во-первых, она звучала негромко, во-вторых, нечасто, а в-третьих, необходимо, чтобы человек, ее слушающий, вышел из состояния сомнабулического сна, навеваемого на него мелодиями и ритмами, вошел в состояние ясного бодрствования и некоторое время побыл в безмолвии, слушая внутреннюю тишину. В этом случае ему ничего не угрожает: даже если он во время слушания музыки наполнит себя какими-либо энергетическими шлаками, то вполне сумеет вывести их из своего существа. Но я, конечно, отчетливо понимаю, что мой призыв к бодрствованию во время слушания современной музыки не найдет практически никакой поддержки среди многочисленной когорты меломанов, которые для того и слушают музыку, чтобы "уколоться и забыться и упасть на дно колодца". И тем не менее, настаиваю на том, что если вы хотите стать по-настоящему защищенным человеком, вы должны управлять процессом восприятия целых пластов и направлений современной музыки, а не позволять ей управлять вами, как это можно и нужно делать, если вы слушаете Моцарта или Чайковского.
ИСКУССТВО СМОТРЕТЬ ТЕЛЕВИЗОР
Теме защиты человека от чрезмерного погружения в виртуальный мир посвящено немало прекрасных работ. Однако люди буквально заболевают от виртуальной среды, с которой им по необходимости или в силу интереса приходится взаимодействовать. Для того чтобы уметь смотреть телевизор и не заражаться его разрушительными программами, полезно проникнуться следующими установками:
• надо воспитывать в себе понимание того, что мнение о жизни, высказываемое с экрана телевизора, и сама жизнь - две разные вещи, что телемнение есть концентрированная иллюзия, превращающаяся в реальность только тогда, когда в нее сильно верят, и ей следуют;
• полезно привыкнуть к следующему образу: телевизор - это гигантское существо, некий магический полуживой прибор, за которым спрятано влияние десятков тысяч людей и который протянул свои щупальца в вашу квартиру; спрятаться от его воздействия невозможно, да и не стоит, надо просто научиться осознавать, что большая часть того, что по нему показывается, либо не нужно, либо вредно, либо лживо, но иногда бывает полезно, и вот эту-то полезную информацию нужно научиться вылавливать; для человека, желающего следить за серьезными событиями в стране и мире, такая информация почти всегда будет находиться в различных новостях и почти никогда - в телесериалах;
• надо научиться смотреть телевизор, не слишком отождествляясь с тем, что показывают, чтобы не подпадать под телевоздействие; каждый человек, считающий себя сильным и духовно самостоятельным, должен уметь в любой момент отказаться от просмотра и выключить телевизор по собственной воле, а не только когда требуют дела;
• надо выбирать те программы, студии и передачи, где меньше, чем в других, сцен насилия, жестокости и пустых развлечений.
• иногда для осознания иллюзорности телевизора и очищения эмоционально-мыслительных каналов полезно полностью отключать телевизор на несколько дней, чтобы вывести из себя ненужные информационные шлаки; такое отключение можно назвать телевизионным голоданием (по аналогии с медицинским голоданием), цель которого состоит в том, чтобы уничтожить в себе (или хотя бы ослабить) сформированное за годы бесконтрольного глазения в телеящик искусственное психологическое "я", заслуживающее определения - "теленаркоман". Это "я" питается исключительно интеллектуальной и визуальной продукцией, изготовляемой различными поварами-тележурналистами, и в силу этого постоянно пребывает в возбужденном, неустойчивом психическом состоянии, легко переходящем от восторга к унынию или ненависти, или наоборот.
Интересно, что наркотическую зависимость от телеэфира и от внимания других, тем более что их число составляет миллионы, испытывают сами журналисты. Многие из них в различных интервью признавались, что чувствуют себя не в своей тарелке, когда долго не видят себя на голубом экране. Некоторые говорят, что не могут и дня провести без работы и приезжают туда, влекомые мощнейшим притяжением, даже тогда, когда эфира нет и они могли бы оставаться дома. Освободившись от влияния этого "теленаркомана" внутри себя, исключив из своей жизни телевизор на несколько дней (как это нередко естественно получается во время удачно проведенного отпуска), человек легко может увидеть, что настоящая подлинная жизнь со своими реальными проблемами продолжается независимо от политических и астрологических кликушеств и пророчеств, раздававшихся с голубого экрана. Таким образом можно обеспечить сохранность своей психики и душевное здоровье.
Владимиру 37 лет, он бывший военный, ныне работник охранной структуры. Его жена Людмила жалуется мне, что ее замучило любимое занятие супруга - набрать несколько банок пива и цедить его лежа на диване перед телевизором. Она сказала мне. что он тратит на общение с "ящиком для идиотов" не менее 5-6 часов в день. В результате он полностью потерял волю, интерес к жизни, способность работать и достигать поставленной цели. Да и все цели и увлечения постепенно сошли на "нет". Но самое досадное в том, что за последние 5 лет вес Владимира увеличился на 50 килограммов и составил 130 килограммов. Когда мы все же побеседовали с Владимиром, я убедился, что он понимает, что он не столько алкоголик, сколько телеголик, причем на примере своего веса хорошо понимающий вред смотрения телевизора в таких количествах. Однако от признания ошибок до правильного поступка - дистанция огромная. Все понимая, Владимир признался, что не в силах оторваться от телевизора. - слишком удобно смотреть, да и потом, чем еще заниматься дома. После долгого обсуждения я выбрал самое простое: предложил Людмиле вывезти телевизор из квартиры, тем более что купить новый телеящик семья пока не в состоянии. Жена так и поступила и, улучив подходящий момент, увезла телевизор в неизвестном направлении. Какой большой скандал по этому поводу состоялся в их семье! Однако когда страсти поутихли. Владимир оценил шаг жены, постепенно изменил образ жизни, вернувшись к своему юношескому увлечению - спорту. Он начал тренировки, утренние пробежки, перестал страдать о своем любимом предмете.
Необходимо осознать, что когда телевидение начинает слишком настойчиво внушать людям какой-либо тезис или мысль, это всегда должно быть поводом задуматься, - а насколько полезен для человека этот тезис и призывы во всех смыслах - от духовного до практического?
Если результатом подобных раздумий будет вывод о вредности или ненужности таких призывов, значит, вами пытаются манипулировать. Тогда сформулируйте про себя прямо противоположный тезис и действуйте согласно ему, то есть наперекор телевизионному зомбированию.
Интересные идеи по поводу защиты от негативных телевоздействий и правильного буддийского метода смотрения телевизора высказал в своей характерной иронической манере все тот же Виктор Пелевин:
"Есть три буддийских способа смотреть телевизор. В сущности, это один и тот же способ, но на разных стадиях тренировки он выглядит по-разному. Сначала ты смотришь телевизор с выключенным звуком. Примерно полчаса в день, свои любимые передачи. Когда возникает мысль, что по телевизору говорят что-то важное и интересное, ты осознаешь ее в момент появления и тем самым нейтрализуешь. Сперва ты будешь срываться и включать звук, но постепенно привыкнешь. Главное. чтобы не возникало чувства вины, когда не можешь удержаться. Сначала так со всеми бывает, даже с ламами. Потом ты начинаешь смотреть телевизор с включенным звуком, но отключенным изображением. И наконец, начинаешь смотреть выключенный телевизор. Это, собственно, главная техника, а первые две - подготовительные. Смотришь все программы новостей, но телевизор не включаешь... И ни на секунду не отвлекаться. Если так смотреть телевизор десять лет подряд хотя бы по часу в день, можно понять природу телевидения. Да и всего остального тоже".
Иначе говоря, предлагается разрушить стереотипы восприятия и посмотреть на телеящик с новой неожиданной точки зрения.
Говоря об искусстве смотреть телевизор, важно понять, что речь должна идти не об отдельных приемах, но о целой системе защитных методов, которые человек может применить, столкнувшись с информационным зомбированием, когда в него внедряют какую-либо постороннюю мысль, идею, решение, образ, желание, разрушительную программу поведения.
• Перестаньте "кормить" в себе информационного потребителя, который привык постоянно смотреть телевизор и без этого чувствует себя дискомфортно. Попробуйте воздержаться от глазения в телеящик в течение нескольких дней и получить от этого удовольствие, ощущение отдыха и комфорта. Причем сделайте это не во время отпуска на природе, а во время пребывания в городе.
• Научитесь четко осознавать, какие студии, каналы, передачи и даже эпизоды в передачах вредны для вашего духовного роста и похищают энергию, какие являются нейтрально безвредными, а какие, напротив, вызывают прилив сил (если таковые вообще-существуют).
• Смотрите телевизионные программы, эмоциональна не отождествляясь с тем, что показывают, а учитесь часть энергии внимания направлять на наблюдение за собой, собственной психологической реакцией на передачу, чтобы видеть, не уходит ли энергия впустую.
• Научитесь спокойно смотреть на эмоциональные вихри вокруг политических событий, осознавая, что они чаще специально нагнетаются средствами массовой информации, для того чтобы легче управлять взбудораженной и выведенной из состояния равновесия массой, которая потом за иллюзию успокоения согласится принять любое подсунутое решение.
• Учитесь отделять получаемую по телевизору информацию от той эмоциональной упаковки, в которую она завернута, оставляя только главные и необходимые факты;
• Время от времени перетряхивать свое сознание, выбрасывая из него ненужный информационный хлам. "Стирайте" в своем сознании лишнюю информацию, в особенности эмоциональный хлам, накопленный по поводу информации и вокруг нее.
• Относитесь к телеинформации как к концентрированной иллюзии, которая порой бывает очень ядовита и которая нередко относится к реальной жизни с ее проблемами и трагедиями примерно так же, как пятая бледная машинописная копия к первому четкому экземпляру. В то же время осознавайте, что подобная иллюзия необходима, поскольку сквозь нее просвечивает свет высокой Истины. Закопанные в груде информационного хлама отдельные факты, идеи, сведения содержат в себе отблеск этого света и вы должны научиться его отыскивать. Помните, что наиболее важная информация, касающаяся духовных проблем и подталкивающая вас к серьезным жизненным решениям и внутренним переменам, никогда не является случайной - она есть вестник из Высших Сфер. Учитесь воспринимать ее так, чтобы не вспугнуть этого вестника.
ПРОТИВОСТОЯНИЕ РЕКЛАМНОЙ МАГИИ
Особая бдительность нужна для восприятия современной рекламы, и прежде всего в том случае, когда она идет через электронные СМИ. О суггестивной (пронизанной внушением) функции телерекламы написано очень много, однако это ее свойство осознано современным человеком очень слабо. Особой доверчивостью и беззащитностью отличается при восприятии рекламы российское общество. Едва ли хотя бы один народ мира принял бы навязанный рекламой обман финансовых пирамид за чистую монету. Многие современные ученые рассматривают обычное рекламное сообщение как разновидность внушения, программирующее сознание человека на заранее определенное поведение. Психиатр В.Ю.Завьялов в своей книге "Необъявленная психотерапия" пишет:
"О внушении можно говорить в том случае, если нечто переданное (идея, образ, состояние):
а) воспринимается целиком, без "разложения" на составные компоненты с помощью анализа (цензор, критик);
б) превращается в поведение - реализуется тем или иным образом в действие (внешнее или внутреннее) или поступок.Восприятие "без разложения" гипнолог Халл обозначал как удержание символических процессов (словесные описания чего-либо) в состоянии пассивности, что и позволяет им реализоваться в определенные состояния, переживания или действия. Это свойство человеческой психики было определено как внушаемость. Под влиянием работ американского психолога Тарда Болдуина внушаемость стали понимать как основу всякого обучения подражанию. Благодаря подражанию происходит усвоение традиций, ценностей, обычаев, накопленных обществом и внушаемых индивиду. Это есть социальная наследственность. Как и естественная наследственность, этот вид передачи информации не допускает активной переработки передаваемого материала: усваивается именно то, что передается".
Ученый делает оригинальный и глубокий вывод, что рекламное сообщение по своей логической и грамматической основе напоминает вирус:
Рекламное сообщение-Вирус:
Оболочка рекламы - ситуация, лютив (идентификация), социальный и психологический контекст, или сцена-Капсид,белковая оболочка
Слоган - директива, конструкт, предназначенный как инструкция потребительского поведения-ДНК или РНК,генеалогическая информация,биодирективаБелковая оболочка вируса защищает информацию о самом вирусе и позволяет этой информации внедряться внутрь материнской клетки. "Оболочка" рекламного общения также хранит внутри себя главную информацию (слоган) и пробивает дорогу к сердцу потребителя, присоединяясь к его актуальным потребностям и миру фантазий (персональному мифу!).
ДНК размножается, используя ферментативный аппарат материнской клетки и заставляет клетку синтезировать вирионы - делает из клетки "искусственную мать". Слоган размножается, используя хранящиеся в памяти человека контекстуальные образцы, то есть такие конструкты, логические схемы и образы, в которых данный слоган имеет расшифрованный, понятный смысл. Сам рекламируемый товар является материальным носителем или поводом для "размножения" (тиражирования) директивы.
Защита от негативной рекламы (а таковая явно преобладает над позитивной) может заключаться в осознании следующих истин:
• за любой рекламой всегда стоят коллективы алчных, хищных, агрессивных личностей, готовых навязать вам свой товар любым способом;
• подлинный высококачественный товар или услуга всегда в цене, и потому не нуждается в навязывании;
• чем наглее и примитивнее способ навязывания, тем обычно хуже товар;
• агрессивная жесткость самой идеи рекламы искусно спрятана за привлекательной этикеткой, которая представляет собой банальный трюк;
• в лучшем случае реклама может проинформировать вас о наличии какого-либо товара или услуги.Отсюда вытекают конкретные рекомендации, которые полезно применять при столкновении как с откровенно агрессивной рекламой, которая вам неприятна, так и с внешне безобидными рекламными сообщениями, могущих и не вызывать у вас неприятных чувств, однако вполне способных заставить вас выполнить приказ, заключенный в них:
• не смотреть уже знакомую рекламу множество раз, механически уставясь в один и тот же кадр;
• внутренне отключаться при просмотре не нравящихся вам рекламных роликов или модулей;
• тренируйтесь в том, чтобы уметь в случае необходимости поступать диаметрально противоположным образом, нежели тот, что диктуется в рекламе;
• учитесь воспринимать информацию о сути рекламы, как бы глядя сквозь оболочку и проникая в сущность вещей;
• относитесь к рекламе внутренне спокойно и не доводите до абсурда полное отрицание того смысла, который заложен в ядре рекламного сообщения, и когда тот или иной товар действительно вам нужен, вы можете его спокойно купить;
• относитесь к себе, своим проблемам воздействия на вас более легко, раскрепощенно, с юмором.Даже если рекламная магия будет нести в себе мощный заряд силы, вы всегда сможете оградить свое сознание от этого неблагоприятного воздействия.
Источник: C.Ю.Ключников "Мастер жизни.
Психологическая защита в социуме"