Белорусский форум сатанистов

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Демоны

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Всевозможные духи-посредники между потусторонним и земным мирами.
Демоны обычно ассоциируются со злом. Однако в до- и нехристианской
культуре демоны были и остаются не обязательно только злыми или
добрыми. Существуют хорошие и плохие демоны, а также демоны, способные
как на добрые, так и на дурные поступки. Науку о демонах называют
демонологией. Термин "демон" означает "исполненный мудрости". Добрых
демонов называли эудемонами, а злых — какодемонами. Слово "демон"
происходит от греческого термина даймон (diamon), то есть "божественная
власть", "рок", "бог". В греческой мифологии так называли и
обожествляемых героев. Даймоны посредничали между людьми и богами.
Добрый даймон мог быть духом-хранителем. Считалось большой удачей для
человека, если он имел рядом демона, помогающего ему. Духи-хранители
нашептывали советы и верные решения своим подопечным. Злые демоны могли
ввести человека в заблуждение. Сократ утверждал, что всю свою жизнь
имел рядом демона. Советы демона предохраняли Сократа от опасностей и
неверных решений, но никогда прямо не указывали, что ему делать. Сократ
считал, что дух-хранитель намного надежнее, чем гадание по светилам или
внутренностям птиц — два наиболее распространенных способа предсказания
будущего в то время. На протяжении всей истории маги и чародеи имели
власть над демонами. Соломон подчинил себе джинна, работавшего на него.
Демоны часто изгонялись как виновники болезней, несчастий и одержимости. В древнем Египте существовало поверье, что
волшебник, изгнавший демона, приобретает над ним власть и может
использовать его в своих целях. В наше время во многих племенных
обществах в целом ряде бедствий и болезней люди видят происки демонов.
Иудейская демонология, имеющая долгую и богатую историю, делит всех
демонов на классы. Согласно КАББАЛЕ, власть тьмы исходит из левого
ствола Древа Жизни и особенно из Гебура — сферы божественного гнева. К
XIII веку была разработана концепция десяти сфер зла, дополняющих
десять божественных сфер Древа. По другой системе — демоны родились из
ночных кошмаров. Наконец, некоторые источники описывают демонов,
заполняющих пространство между Землей и Луной. Существуют демоны,
которые, подобно ангелам, действуют в ночные часы, или злые духи,
являющиеся виновниками болезней. Некоторые демоны имеют печать, которая
может быть использована человеком, взывающим к темным силам. С
развитием христианской демонологии демоны стали ассоциироваться
исключительно со злом, уже по своему происхождению являясь доверенными
лицами дьявола. По христианскому учению, светлые духи — это ангелы
Бога. В Библии демоны — падшие ангелы, последовавшие за Люцифером,
когда он был низвержен Богом с небес. К концу раннехристианского
периода все демоны отождествлялись с падшими ангелами. Их верховным
правителем был Сатана. Единственное предназначение демонов — подбивать
людей на безнравственные поступки и становиться между ними и Богом.
Широко распространено мнение, что, когда одна культура приходит на
смену другой, старые боги становятся демонами новой религии. С
распространением христианства боги и демоны древней ближневосточной и
иудейской традиции, а также языческие божества и духи природы были
причислены к разряду злых сил.

далее

В средние века и в период Ренессанса
демоны, как посланники дьявола, стали ассоциироваться с ВЕДЬМАМИ и
колдунами. Подобное отождествление имело место также и во время
Реформации. ИНКРИЗ МАТЕР писал в "Доводах совести" (1693): "Священное
писание утверждает, что существуют дьяволы и ведьмы, и они являются
первейшими врагами человеческого рода". Примерно в это же время
оксфордский проповедник Джордж Гиффард заявлял, что ведьм следует
предавать смерти не за то, что те убивают людей, но за то, что они
связаны с дьяволами: "Эти коварные мужчины и женщины, которые общаются
со злыми духами и занимаются ворожбой, притворяются, что творят добро,
и склоняют людей к деяниям, противным Богу. Они имеют дьявольскую
сущность и занимаются колдовством. Их необходимо искоренить на страх
всем грешникам". В древнееврейской, египетской, греческой, римской,
ассирийской и персидской демонологии, а также в культуре многих других
регионов существуют демоны, стремящиеся вступить в половую связь с
людьми. В Зогаре ("Книге Великолепия"), основном письменном источнике
Каббалы, утверждается, что любое извержение семени приводит к рождению
демонов, включая и половое сношение с демонами ночных кошмаров, такими
как ЛИЛИТ. Демоны с мужскими свойствами (инкубы) охотятся за женщинами.
В то же время демоны с женскими свойствами (суккубы) стремятся вступить
в связь с мужчинами. Еще до XII века христианство запрещало половые
сношения с демонами. Но к XIV веку с зарождением и укреплением Святой
инквизиции отрицание прелюбодеяния с демонами приобрело статус
религиозной догмы. В частности, враги церкви — ведьмы и еретики,
обвинялись не просто в сексуальных связях с демонами, но в регулярном
диком спаривании с ними на шабашах и поклонении им во время своих
обрядов. Во многих случаях грань между дьяволом и демонами была
размыта. О ведьмах и колдунах, обвиненных в половых сношениях с
инкубами или суккубами, говорили, что они спариваются с "самим
дьяволом". Секс с демонами неизменно изображался как болезненное и
неприятное занятие. Иногда демон появлялся перед кем-либо в образе
супруга или любимого человека. После полового акта они раскрывали свою
реальную сущность и шантажировали жертву, склоняя ее к продолжению
сексуальной связи. Для демонов с мужскими свойствами особо
привлекательны девушки с красивыми волосами, молодые девственницы,
целомудренные вдовы и вообще все "благочестивые" женщины. Монахини
также особенно уязвимы для демонов, которые пристают к ним в
исповедальнях или в кроватях во время сна. Большинство жертв было
насильно втянуто в сексуальную связь с демонами. Однако существовало
поверье, что некоторые женщины охотно и даже с удовольствием шли на
это. Инкубы имели огромный фаллос, иногда сделанный из рога и покрытый
чешуей, и извергали ледяное семя. Когда они представали в своем
реальном облике, а не в виде людей, их описывали как уродливые,
покрытые шерстью и дурно пахнущие существа. Считалось, что инкубы имеют
способность к оплодотворению. У них не было собственного семени, но они
собирали его у людей во время . ночных выделений, мастурбации или
коитуса, выдавая себя за суккубов. Демоны сохраняли мужское семя и
позднее использовали его во время полового акта со своей жертвой.
Ребенок, рождавшийся в результате такого оплодотворения, в
действительности принадлежал мужчине, который невольно отдал свое семя
демону. Существуют страшные истории, в которых дети, появившиеся на
свет, только наполовину имели человеческий облик, в остальном походя на
каких-то чудовищ. Лишь в немногих случаях версии о насилии, совершенном
демоном над женщиной, отклонялись, так как очевидными объяснениями были
меланхолия или болезненное воображение жертвы. Ложная беременность
иногда была следствием обыкновенного скопления газов в женском
организме. Дикое спаривание между ведьмами и демонами было заклеймено в
"МОЛОТЕ ВЕДЬМ" (1486): "В далеком прошлом инкубы часто оскверняли
женщин против их воли, но в наши дни ведьмы... добровольно принимают
эти отвратительные домогательства". Некоторые демоны становились
любовниками ведьм, которые посылали их строить козни против
определенных людей. Так как секс с демонами считался обычным для ведьм,
многие обвиненные в колдовстве подвергались пыткам, покуда они не
сознавались в этом преступлении. В 1485 году инквизитор города Комо
отправил на костер сорок одну женщину. Их "признания" были подтверждены
неправдоподобными слухами и свидетельствами "очевидцев", а также
"показаниями свидетелей, заслуживающих доверия". Демоны были всегда
видимы для ведьм, но лишь изредка для невинных жертв их домогательств.
Сохранились сведения о людях, которые предавались страсти с невидимыми
партнерами. Тем не менее мужья могли видеть демонов во время полового
акта с их женами, но принимали их за других людей. Церковь предлагает
пять способов отделаться от инкубов или суккубов: 1) исповедаться; 2)
осенить себя крестным знамением; 3) вознести молитву Деве Марии; 4)
переехать в другой дом или город; 5) прибегнуть к помощи святых людей.
Иногда помогает "ОТЧЕ НАШ" или святая вода. Демоны могут являться в
образе красивой сладострастной женщины (возможно, воплощения мужских
фантазий). Они посещают мужчин во время сна. Особенно уязвимы те, кто
спят в одиночестве, и их сексуальные желания вызывают эротические сны и
ночные выделения семени. Суккубы менее распространены, чем инкубы. С
точки зрения христианства, женщины, в отличие от мужчин, изначально
порочны, и соответственно им свойственна моральная неустойчивость и
распущенность. В то же время мужчины чаще всего были невиновны в
сексуальных связях с демонами. Половой акт с суккубами часто
уподоблялся проникновению в ледяную пещеру. Некоторых мужчин демоны
принуждали к куннилингусу. При этом из влагалищ суккубов выделялись
помет, моча и другие отвратительные вещества и источались зловония.
Упоминания о суккубах часто присутствовали на судебных процессах над
колдунами. Мужчин, обвиненных в колдовстве, пытали до тех пор, пока они
среди прочих своих преступлений не сознавались и в половых сношениях с
демонами. В 1468 году в Болонье (Италия) был осужден мужчина,
обвиненный в том, что он содержал публичный дом с суккубами. Следует
отметить, что случаи, когда демоны домогались людей, отмечались и после
завершения периода охоты на ведьм. Упоминания о них появляются и в наше
время, обычно в связи с феноменом полтергейста и одержимостью демонами.
Роберт Каррен в "Преследуемых" (1988) рассказывает историю семьи Смерл
из Уилкс-Барр, Пенсильвания, члены которой утверждали, что на
протяжении нескольких лет их мучил ужасный демон. Он представал перед
ними в разных обликах, чаще всего в виде ведьмы с тонкими седыми
волосами, кожей, покрытой чешуей, и вампирообразными клыками, склоняя
мужа к сексуальной связи. В колдовской
традиции современного язычества демоны не играют никакой роли. К ним
взывают во время сатанистских ритуалов, которые не имеют
ничего общего с колдовством неоязыческой культуры. Демонов, как
средоточие интеллекта, призывают и контролируют заклинатели. Маги
общаются с разными потусторонними силами, включая духов божественного и
зодиакального происхождения, ангелов и повелителей стихий, небесных тел
и разума. КОЛДОВСКИЕ КНИГИ дают подробные наставления тем, кто берется
вызывать духов и управлять ими. Несмотря на то, что эти ритуалы
чрезвычайно утомительны для человека, современные заклинатели
продолжают их соблюдать. Демоны очень опасны, поэтому маги должны быть
максимально осторожны во время своих опытов. Демоны изощряются в
изобретательности, стараясь выманить заклинателя за пределы защищающего
его МАГИЧЕСКОГО КРУГА. Они пронзительно визжат, выкрикивают
непристойности, плюются и угрожают выйти из-под контроля. Драматическим примером того, какой опасности человек
подвергается, заклиная демонов, является случай, происшедший с
АЛИСТЕ-РОМ КРОУЛИ и его учеником Виктором Нойбергом в 1909 году Кроули
часто вступал в контакт с демонами в своих исследованиях ЭНО-ХИАНСКОЙ
МАГИИ. В тот день он вместе с учеником отправился в пустынный южный
пригород Алжира, где они начертили магический круг, предохраняющий
Нойберга, и треугольник, находясь в котором Кроу-ли намеревался вызвать
проявление сил Первичного Хаоса. На каждом из углов начерченной фигуры
они перерезали горло трем голубям, чтобы, как утверждал Кроули, "кровь
птиц стала основой для телесной оболочки злых сил". Кроули, облаченный
в черную мантию с капюшоном, приступил к ритуалу. Однако вскоре он
невольно позволил обитателю Первичного Хаоса Хоронзону овладеть им.
Кроули объяснял, что столкнулся с невоплощенной темной силой,
стремившейся стать реальной. Хоронзон появился в магическом топазе
Кроули, неистово хохоча и изрыгая дикую брань. Показавшись внутри
начерченного треугольника Нойбергу, он старался выманить его из
магического круга и подчинить себе. Демон льстил Нойбергу и обещал
служить ему, принимал облик любимой женщины Нойберга, появлялся в виде
змеи с человеческой головой или обнаженного Кроули, умоляя дать ему
воды, чтобы утолить жажду. Нойберг именем Бога и с помощью пентаграммы
безуспешно пытался усмирить демона. В то время как
Нойберг увлеченно записывал речи Хо-ронзона, тот кинул горсть песка и
разбил магический круг. Хоронзон бросился на Нойберга, повалил его на
землю и попытался перегрызть ему горло клыками, покрытыми пеной. Однако
Нойберг снова воззвал к Богу и нанес удар демону магическим кинжалом.
Устрашенный Хоронзон в корчах кинулся обратно в треугольник, где
продолжал неистовствовать, и опять попытался обмануть Нойберга,
обернувшись женщиной, которую тот любил. Но действие голубиной крови
заканчивалось и не могло более поддерживать телесное воплощение демона.
Наконец, Хоронзон исчез.
Во время этого эпизода Кроули пребывал в трансе, астрально отождествляя
себя с демоном и испытывая те же эмоции, что и Хоронзон. Когда демон
удалился, Кроули взял магическое кольцо и начертал на песке священное
имя Бабалон. Вместе с Нойбергом он разжег костер, чтобы очистить место
ритуала и уничтожить магический круг и треугольник. Двухчасовое
испытание крайне измучило обоих мужчин. Утверждают, что всю оставшуюся
жизнь Хоронзон продолжал преследовать Кроули. Систематизация и
классификация демонов появилась по крайней мере, в 100 — 400 годах
н.э.; в "Завете Соломона" упоминается его магическое кольцо, дающее ему
власть над джинном, и перечисляются различные древнееврейские,
греческие, ассирийские, вавилонские, египетские и, возможно, персидские
демоны. Христианские специалисты по демонологии XVI и XVII веков давали
перечни демонов по их иерархии в аду, приписывая им различные атрибуты
и обязанности. Так, например, каждый демон представлял определенную
народность мира. ИОГАНН ВЕЙЕР, составитель наиболее полной иерархии,
подсчитал, что общее количество демонов составляет 7 405 926 рядовых
духов, состоящих под командованием семидесяти двух князей тьмы. Книги
церемониальной магии также дают свою собственную иерархию. Среди самых
могущественных демонов: Асмодей — демон разврата, ревности, злобы и
мстительности. Он стремится внести раздор между мужьями и женами,
разрушает молодые семьи и склоняет мужчин к супружеской неверности. Он
входит в число демонов, чаще всего овладевающих людьми. Его считают
одним из самых зловредных демонов Сатаны. По описаниям, он имеет три
головы: великана-людоеда, барана и быка. Эти создания, считается,
означают наибольшую сексуальную распущенность. У Асмодея петушиные лапы
(петух также считается сексуально агрессивной птицей) и крылья. Он
передвигается верхом на драконе, дышащем пламенем. Образ Асмодея уходит
корнями в Древнюю Персию. Он ассоциировался с демоном Айшма, одним из
семи архангелов персидской мифологии. Асмодей вошел в древнееврейскую
мифологию, где в местных легендах приобрел статус самого
могущественного демона. Древние евреи считали, что родители Асмодея —
Наама и Шамдон. Асмодей был одним из серафимов, ангелов, наиболее
приближенных к престолу Бога, но попал в немилость. По другим
древнееврейским легендам, Асмодей был мужем Лилит, демона похоти.
Иногда об Асмодее упоминали как об отпрыске Лилит и Адама. Христианское
учение также восприняло Асмодея, считая его одним из самых крупных
приспешников дьявола, провоцирующих людей на дурные поступки. В средние
века считалось, что ведьмы поклонялись Асмодею, а маги и заклинатели
призывали его, стараясь обратить его мощь против своих врагов.
Чернокнижники настоятельно советуют каждому, кто ищет встречи с
Асмодеем, взывать к нему с непокрытой головой из уважения к его
могуществу. Вейер утверждал, что Асмодей управляет игорными домами.
Асмодей также был среди демонов, явившихся виновниками одержимости
монахинь из Лувье во Франции XVII век. Астарот
(или Аштарот) — демон, обладающий мужскими свойствами, эволюционировал
из древнефиникийской богини плодородия Астарты (Ашторет). В новом
воплощении он, однако, слабо проявляет свою мужскую природу. Он
покровительствует ученым и обладает секретами прошлого, настоящего и
грядущего. К Астароту взывают во время некромантических ритуалов
ПРЕДСКАЗАНИЯ БУДУЩЕГО. Он появляется в виде ангела с человеческим
обликом. По некоторым сведениям, он уродлив,
по другим — прекрасен. Тем не менее от него исходит ужасное зловоние.
Вейер утверждает, что Астарот является великим князем ада, и под его
началом находятся сорок легионов демонов. По Магической Книге Истины и
в Великой Магической Книге, которые относятся к XVIII веку, Астарот —
один из трех верховных демонов зла. Астарот провоцировал многие
одержимости демонами. Среди самых известных случаев — одержимость
монахинь из Лудена в XVI веке во Франции. Монахини обвинили священника
Урбэна Грандье в том, что он вызвал их одержимость. Во время суда тот
предоставил письменное "признание", где приводился с подробностями его
договор с дьяволом, засвидетельствованный и подписанный Астаротом и
несколькими другими демонами. Ваал. В древней
Сирии и Персии многие мелкие божества носили это имя, которое
переводилось как "хозяин" (от древнееврейского baal). Однако великий
Ваал был божеством сельского хозяйства и плодородия Ханаана. Ваал был
сыном ЭЛА, верховного божества Ханаана, и властителем жизни. Он
управлял циклом смерти и возрождения. Ваал вступил в битву с Мот
("смертью"), был убит и отправлен в подземный мир. Неурожай на земле
кончился лишь тогда, когда Анат, богиня любви и сестра Ваала, нашла его
тело и с почестями похоронила его. Жители Ханаана поклонялись Ваалу и
приносили ему в жертву детей, бросая их в огонь. Христианский демон
Ваал имел три головы: в центре человеческую, а по бокам — кошки и жабы.
Ваал мог наделять мудростью и проницательностью. Вельзевул — известен
также как "повелитель мух". Вельзевул был князем демонов в
древнееврейских верованиях и в христианстве. Фарисеи обвиняли Христа в
том, что он изгонял демонов именем Вельзевула. В средние века
Вельзевулу приписывали огромную власть. Чародеи, взывавшие к нему,
подвергались риску смерти от апоплексии или удушья. Призвав Вельзевула,
трудно было затем прогнать его. Он появлялся в виде гигантской
уродливой мухи. Вельзевул управлял шабашами ведьм. Во имя него ведьмы
отрекались от Христа. Они воспевали Вельзевула во время своих
ритуальных плясок. Существует много историй, в которых демон вступал в
половые сношения с ведьмами во время их диких оргий. Тогда он появлялся
в образе, отличном от его обычного воплощения. Имя Вельзевула
воспевалось также и в XVII веке, когда в высших слоях общества вошли в
моду ритуалы Черной Мессы. Вельзевул был среди
демонов, вызвавших одержимость монахинь монастырей Лудуна и
Экс-ан-Прованс во Франции XVII века. Он принуждал своих жертв к
непристойному поведению.
Велиал — один из самых сильных и злых демонов Сатаны. Велиал предстает
перед людьми в обманчиво прекрасном облике. Его речь приятна на слух,
но он вероломен и лжив. Велиал подбивает людей на греховные поступки,
особенно на сексуальные извращения, прелюбодеяния и похоть. Имя Велиал,
вероятно, произошло из древнееврейского выражения "без цены". Древние
иудеи верили, что он был создан сразу после Люцифера и имел злую
сущность с момента своего рождения. Он один из первых поднял восстание
против Бога. После того, как Велиал был изгнан с небес, он стал
воплощением зла. Вейер считал, что Велиал командовал восьмьюдесятью
легионами демонов (по 6666 демонов в каждом легионе) и был
представителем дьявольских сил в Турции. Заклинатели того времени
верили, что для призвания Велиала необходимы жертвоприношения. По
общему мнению, Велиал часто нарушал свои обещания, но тот, кто
действительно добивался его расположения, был щедро вознагражден.
Имя Велиала нередко используется в качестве синонима Сатаны или
Антихриста. В Ветхом Завете слова "сыновья Велиала" подразумевают
никчемность и безрассудство. Велиал также известен как Велиар. Люцифер.
На латыни его имя означает "несущий свет" и изначально ассоциировалось
с утренней звездой Венерой. После восстания против Бога он и его
соратники были изгнаны с небес. Падшие ангелы утратили свою красоту и
власть и стали "демонами тьмы". Имя Люцифер как "несущий свет" иногда
применялось и по отношению к Христу. Однако в средние века и Люцифер, и
Сатана стали исключительно
именами демонов. Люцифером звали дьявола, причем как до его падения с
небес, так и после. В иерархии демонов Люцифер — император ада и стоит
над Сатаной, одним их его наместников (однако эти ранги и различия
демонов не теологического происхождения). Люцифер, призываемый
заклинателями, появляется в образе прекрасного ребенка. Он правит
европейцами и азиатами.

+1

2

http://www.fotoforall.ru/uploads/posts/2010-04/1270712485_80769c3ae0b06.jpeg

Обитая в недрах земли, демоны, естественно, более сведущи в земных делах, чем благие ангелы, которых заботят скорее духовные, нежели материальные вопросы. Дьявол - искусный ремесленник и усердный работник, но когда речь заходит об оплате труда, он не может за себя постоять и зачастую остается с носом. Если услугами дьявола пользуется праведный человек, то зло нередко оборачивается во благо. Епископ Олаф Магнуссен, подписавший свой трактат "Народы севера" латинизированным именем "Олаус Магнус", утверждает, что в Скандинавии бесы работают по ночам в конюшнях: они чистят стойла и кормят лошадей, которым все равно, кто за ними ухаживает - черти или люди. Трудятся демоны и на рудниках, по-видимому, чувствуя себя как дома в темных подземных лабиринтах. Как правило, чем усерднее они работают, тем громче шумят. Эти горные бесы совершенно безобидны - если, конечно, рудокопы не издеваются над ними. Какой-то горняк, работавший на серебряных копях близ швейцарского селения Давос, вздумал насмехаться над рудниковыми чертями, и это плохо кончилось: бедняге вывернули шею, и до конца своих дней он так и ходил затылком вперед.

Олаус Магнус утверждает также, что демоны - искуснейшие мореходы. Они властвуют над стихиями и могут вызывать нужные ветры по своему усмотрению. Грубоватая гравюра из базельского издания "Народов севера" изображает беса за штурвалом корабля: в левой руке он держит тучу, из которой дует попутный ветер. На той же гравюре люди сидят в тяжелой повозке, которую тащит по воздуху еще один демон. Такая услужливость со стороны инфернальных сил заставляет насторожиться: мы невольно задаемся вопросом, можно ли было расплатиться с чертями за подобные благодеяния менее ценной монетой, чем бессмертная душа. Свидетельство из первых рук успокаивает нас на сей счет. Мы узнаем, что знаменитый монастырь в Сито был битком набит веселыми и добродушными чертями.

Один из них был немного проказлив и явился какому-то послушнику в облике телячьего хвоста; стегнув юношу по лицу, он тут же исчез. Позже он показался еще раз - в виде огромного глаза. А в 1221 году адский гость оказал услугу одному крепостному мальчику. Монастырь славился своим вином, и виноградник следовало сторожить от непрошеных визитеров днем и ночью. Мальчика, стоявшего на страже, потянуло в сон, и он позвал на помощь черта, пообещав нечистому корзину спелого винограда, если тот подменит его на посту. Добрый бес не устоял перед такой изобретательностью и караулил виноградник всю ночь за это скромное вознаграждение.

В 1130 году некий черт посетил саксонский городок Хильдесхайм. Он оставался бы там и по сей день, когда б не людская злоба, пробудившая в нем поистине дьявольский гнев. Этот бес получил доступ во дворец самого епископа и вскоре своими полезными советами и кулинарным искусством заслужил полное доверие прелата. В те времена не сыскать было епископа, равнодушного к сочным бифштексам; и черт катался как сыр в масле между кухней и залом заседаний, пока какой-то зловредный поваренок не оскорбил и не избил его. Черт пожаловался на причиненные ему обиды, но никто за него не вступился. Тогда он вернулся на кухню, придушил дюжину поварят и был таков.

далее

В типичной для него роли покровителя путников дьявол однажды явился некому ученому, шедшему из Гваделупы в Гранаду. В облике всадника, одетого в черное, дьявол нагнал этого ученого и усадил за собою верхом на черную кобылу. Всю ночь они мчались, как ветер, и на рассвете достигли Гранады, хотя обычно такое путешествие заняло бы несколько дней. Адский всадник исчез, не причинив своему спутнику никакого вреда и даже не оставив после себя характерного запаха, о котором пишут все демонологи. А из "Деяний святых" Болланда мы узнаем, что дьявола порой может растрогать чистота и непорочность. Однажды юная девица по имени Агнесса по неведению хотела войти в некий дом, имевший дурную славу. Но только она подошла к открытой двери, как Сатана со товарищи в облике воронов слетелись к порогу и оттеснили Агнессу прочь. Жители нехорошего дома были весьма удивлены, равно как и Агнесса. Впрочем, она тут же истолковала все происшедшее... как небесное знамение. Позже она выкупила этот дом, открыла в нем монастырь и сама стала его первой обитательницей.

Дьявол "творит добро, желая зла", когда с ним имеет дело святой или праведник. Сколько мостов он построил на своем веку, неизменно получая в награду вместо человека какую-нибудь кошку, собаку или козла, - а все потому, что, не учась на собственных ошибках, упрямо предъявлял права на первого, кто перейдет через мост. Популярная в народе картинка прошлого века изображает величественного святого Кадо, вручающего кошку разочарованному дьяволу. Оба стоят на мосту, превосходная кладка которого свидетельствует, что к нему приложил руку искуснейший мастер. "Дьявольские мосты" встречаются по всей Европе. Во многих местах люди уже почти забыли, кому обязаны своим мостом. Человеку вообще свойственно забывать об оказанных ему услугах и приписывать себе чужие таланты. Люди нередко обходятся с дьяволом точь-в-точь, как иные художники - со своими коллегами: бессовестно воруют у него идеи, да впридачу еще и поливают грязью.

Так и парижане наверняка бы совсем забыли, что мост Сен-Клод построил не кто иной как дьявол, - не напомни им об этом неоспоримом факте Грийо де Живри. "Кто бы мог поверить, - пишет он, - что мост, ведущий к знаменитому парку и к веселой Парижской ярмарке, мост, по которому теперь разъезжают электрические троллейбусы, славный мост Святого Клода, - дело рук Сатаны?" Но и за этот прекрасный мост дьявол получил ничуть не больше, чем за все прочие труды: ему пришлось довольствоваться тощей черной кошкой, которая и без того скоро бы сдохла. Примерно так же вознаградили и черта, построившего знаменитый мост над ущельем Шёлленен в Швейцарии, который до сих пор горделиво красуется над рекой Рёс. Для современных инженеров перекрыть это ущелье мостом не составило бы труда, но в те времена задача представлялась неимоверно сложной. По одну стороны пропасти возвышается почти отвесная скала, и дорогу, ведущую к мосту, предстояло высечь из гранита и укрепить каменной кладкой. Легенда гласит, что некий пастух пообещал отдать дьяволу первое живое существо, которое пересечет мост, столь необходимый на этом перевале, соединяющем юг и север Европы. Когда дело было сделано, пастух загнал на мост серну - и дьяволу пришлось принять ее в уплату.
Как и следовало ожидать, нечистый столь же искусен в сооружении стен и укреплений. Однажды он чуть было не поймал в свои сети французского дворянина, коннетабля Ледигьера. Коннетабль заказал дьяволу окружить вверенный ему замок стеной. По договору, князь тьмы должен был получить его душу, если коннетабль не успеет выбраться из замка до того, как строящиеся стены сомкнутся. Но в последний момент ему удалось промчаться на коне в незаложенное камнем отверстие и вырваться на волю. Правда, щель оставалась такая узкая, что хвост коня застрял в стене. Но коннетабль обрубил его мечом, после чего от ужаса проскакал еще сотню миль, не оглядываясь. На сей раз дьявол не получил даже кошки! А волоски из конского хвоста до сих пор торчат из замковой стены.

Англия и Шотландия некогда были разделены огромной стеной, остатки которой сохранились до сих пор. Цемент, скреплявший ее камни, был так прочен, а стыки так точны, что еще с незапамятных времен это сооружение звали "дьявольской стеной". И все это - лишь малая доля от огромного множества примеров, которые свидетельствуют о том, что черт и впрямь не так страшен, как его малюют: время от времени он творил добрые дела и позволял простым смертным ускользнуть от него целыми и невредимыми.
Обличья демонов

Демоны могут принимать любой облик, какой только пожелают. Такое мнение выражали многие демонологи; но некоторые предпочитали стричь всех бесов под одну гребенку и пытались стандартизировать дьявола, утверждая, что и он сам, и все его подручные рогаты, хвостаты и имеют копыта. Наконец, были специалисты, которые приписывали отдельным обитателям ада вполне определенный телесный облик, который являлся их истинной формой, а не маской, скрывавшей под собой "ничто". Такого мнения придерживался Иоганн Вейер. Он много путешествовал и, въезжая в очередную страну, первым делом осведомлялся о том, какие здесь водятся черти. Так ему удалось собрать внушительную коллекцию инфернальных существ, из которых мы упомянем лишь нескольких, изображенных мастером-гравировщиком Луи Бретоном "в соответствии с официальными документами".

Ваэль - это великий адский король, властвующий над Востоком. Он является о трех головах: жабы, человека и кошки. Ваэль говорит хриплым голосом. Он - знаток права и большой любитель дискуссий. Он дарует человеку мудрость, а также может сделать его невидимым. В подчинении у него находятся шестьдесят шесть легионов демонов. Форрас, или Форкас, - великий инфернальный покровитель. Выглядит он сильным, крепким мужчиной. Мудрость его велика: лучше всех демонов он разбирается в чудесных свойствах трав и камней. Форкас тоже может сделать человека невидимым. Но и это еще не все: он обучает риторике, логике и математике. С его помощью маг может находить сокровища и утерянные вещи. Форкас делает человека жизнерадостным и изобретательным. Буэр - еще один великий адский покровитель и специалист по этике и логике; главная область его интересов - целебные соки растений. Буэр снабжает человека духами-помощниками, а потому весьма полезен для заклинателя. Под его началом находится пятьдесят легионов демонов. Вейер пишет, что Буэр является в виде знака пятиконечной звезды, и Луи Бретон интерпретирует это указание весьма оригинально.

Мархозий - великий адский маркиз. Он является с крыльями грифона и змеиным хвостом. "Изо рта он изрыгает что-то, - пишет Вейер. - Что это такое, я не знаю". Принимая человеческий облик, Мархозий становится похожим на бравого солдата. Он правдиво отвечает на заданные ему вопросы. До падения Сатаны Мархозий принадлежал к ангельскому чину властей. Теперь у него в подчинении тридцать легионов бесов. Мархозий надеется, что по истечении двенадцати сотен лет он снова взойдет на седьмой небесный престол, но, - успокаивает нас Вейер, - это тщетная надежда. Астарот - могучий князь, являющийся в облике уродливого ангела. Он восседает на адском драконе и держит в когтях гадюку. Астарот знает все о прошлом, настоящем и будущем, ему ведомы все тайны. Он охотно рассуждает о сотворении и падении духов, о том, как они согрешили и были низвергнуты в ад. При этом Астарот заявляет, что сам он пал не по доброй воле, - а следовательно, он все еще скорбит о былом блаженстве. Астарот - покровитель свободных искусств. В заключение упомянем грузного Бегемота, столь эффектно изображенного Бретоном. В "Псевдомонархию демонов" Вейер Бегемота не включает, но упоминает его в другом разделе своего объемистого трактата "О проделках демонов", приводя слова, сказанные Всевышним Сатане: "Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол. Вот его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его..."(. Кроме этого чудища, которого Вейер благоразумно исключил из состава инфернального правительства, все князья ада наделены великой мудростью и искусны в ремеслах, согласно древней традиции, с которой Вейер наверняка был хорошо знаком. Его демоны - это схоласты, демагоги и софисты, всецело принадлежащие городской культуре.

Однако крестьяне не желали расставаться с привычными для них образами бесов. Сельский черт не учит философии. Он дает гораздо более практичные советы и сокровищам мудрости предпочитает деньги. Крестьянину дьявол являлся и по-прежнему является в старомодном зверообразном облике - с рогами, копытами и хвостом. Так его изображали и в "черных книгах" прошлого столетия; единственной данью прогрессу иногда становилась куртка с бахромой. Три рога, венчающие его голову, похожи на дурацкий колпак, а козлиные копыта напоминают о его далеком предке, Пане. В руках у него кошель с деньгами, что объясняет, почему к Сатане нередко питали симпатию. Однако чертовы деньги ненадежны: довольно скоро они превращаются в конский навоз или угольки. Поэтому волшебники всегда стараются как можно скорее избавиться от этого эфемерного богатства. Если дьявольские деньги бросали наземь, они вспыхивали ярким пламенем. Иногда бес принимал облик вола, как мы узнаем из книги заклинаний "Черная курица", где дьявол, между прочим, изображен в облике старомодного щеголя в расшитом сюртуке с брыжами. Но не следует обманываться: и в бархате, и в кружевах он остается все тем же Врагом, "лукавым" и "нечистым".

Различие между деревенским и городским бесом подметил Фрэнсис Барретт, лондонский профессор химии, натурфилософии и оккультной философии, опубликовавший в 1801 году свою знаменитую книгу "Маг". В этом сочинении Барретт предпринял попытку вернуть владыкам ада их истинный облик, что было весьма характерно для эпохи острого осознания перемен, творимых историей. Барретт лишает демонов всех украшений, которые они приобрели за минувшие века. Ради этой реформаторской задачи Барретт берет на себя труд охарактеризовать подлинную внешность отдельных демонов, привлекших его интерес. Асмодея он изображает с коротким носом и длинными зубами, а Тевтуса - как исключительно добродушного англосакса, прячущего безвольный подбородок под окладистой бородой. Зато сладострастный Инкуб приобрел язвительную ухмылку, которая, должно быть, производила немалое впечатление на студенток Барретта, слушавших его лекции по каббале и церемониальной магии. В книге Барретта приводится немало адских портретов, источником вдохновения для которых, похоже, послужили фонтаны или архитектурные орнаменты старого доброго Лондона.

Коллен де Планси, которому дьявол предстал воочию в первой четверти девятнадцатого века, во многом подтверждает крестьянскую версию. Искуситель на самом деле оказался рогат и хвостат, но копыт не имел. В высоту он достигал восьми футов, но был отлично сложен. К несчастью, когда-то он повстречался со святым Дунстаном, который прищемил дьяволу нос раскаленными докрасна клещами и отпустил лишь после того, как нос вытянулся на целый фут! Святой Дунстан, архиепископ Кентерберийский, жил в X веке, но память о столь необычном деянии не изгладилась из памяти английских крестьян по сей день. Коллен де Планси поясняет, что во всех уродствах дьявола повинны люди, - во всяком случае, так утверждает сам владыка тьмы. От природы он был далеко не так безобразен, как нынче; но Господь постановил, что все черты, которые люди припишут дьяволу, будут сохраняться в его облике. "Вот, например, в начале моего изгнания у меня не было хвоста, - говорит дьявол, - но затем народная молва наградила меня им". Рогами голову дьявола украсили няньки, "которые хотели запугать своих маленьких подопечных". Так нечистый и обрел то, чего не имел от природы. Уши у него вечно опухшие, поскольку ему достается каждая оплеуха, которой экзорцист пытается привести в чувство одержимого. Итог своему плачевному состоянию дьявол подводит так: "Я так обезображен, что сам себя не узнаю. Какими только словами меня не обзывают! Какие только уродства мне не приписывают!" Представление о том, что дьявол якобы безлик, ошибочно. Из неопровержимого первоисточника мы узнаем, что Сатана имеет вполне определенную исходную форму - в каковой он и явился де Планси, добавив, правда, что временами он забавы ради принимает и другие обличья. Но при этом он телесен, материален и осязаем, точь-в-точь как утверждал Пселл еще в XI столетии. А следовательно, он способен ходить, писать, спать, говорить и душить свою жертву; на договор со смертным, продающим ему свою душу, дьявол ставит печать из настоящего воска, на котором собственноручно оттискивает свой знак - не менее вещественный, чем печать мэра. Он оставляет причудливые росчерки на титульных страницах гримуаров, дабы показать, что полностью одобряет содержание этих дьявольских книг. Одним словом, дьявол вполне конкретен и реален, и отрицать это пытаются только те, кто вообще не терпит никаких изображений. Эти иконоборцы не могут взглянуть на себя в зеркало из страха, что увидят за стеклом Сатану. Но все, кто имеет отношение к художественному творчеству, так или иначе связаны с Адом.

Виктору Гюго Сатана представлялся в образе мыслителя-атлета, воплощая несбыточную мечту поэта о том, чтобы сила его интеллекта сочеталась с физическим совершенством. Даже в пожилом возрасте Гюго не избавился от этих юношеских мечтаний. Адальберт фон Шамиссо изобразил дьявола в облике опрятного и унылого горожанина в цилиндре и аккуратно застегнутом на все пуговицы камзоле. Однако столь заурядная на вид личность могла творить удивительные чудеса. Шамиссо пытался превратить буржуазную посредственность в художника, разрываясь между стремлением к независимости и желанием обеспечить себе постоянный доход. Эту дилемму он так и не разрешил, ибо окончил свои дни профессором Берлинского университета. Представление Коллена де Планси о дьяволе также становится яснее, если принять во внимание биографию этого автора. Де Планси подавлял свою тягу к религии; он писал о дьяволе так много лишь потому, что втайне желал проникнуть на небеса через черный ход. Он часто цитировал источники, в которых всячески подчеркивается безобидность дьявола: Жана Бодена, полагавшего, что бесы могут творить добро, а ангелы - зло; святого Августина, заявившего, что "дьявол - это пес на привязи: он лает, но не кусает"; святого Бернарда, уверенного в том, что "даже имей дьявол силу творить зло, он этого не желал бы". Кроме того, де Планси боялся. Опубликовав книгу под названием "Черт малюет себя сам", он вскоре обратился в католичество.

0